Инвесторы смотрят на экономику с поправкой на политику

Последние годы вложения в средства массовой информации (СМИ) в России не воспринимаются как инвестиции в прибыльный бизнес. Скорее это гибрид: любимая игрушка олигарха, плюс орудие борьбы с конкурентами, плюс разменная монета в переговорах с верхами. Пока

<BR><BR>Последние годы вложения в средства массовой информации (СМИ) в России не воспринимаются как инвестиции в прибыльный бизнес. Скорее это гибрид: любимая игрушка олигарха, плюс орудие борьбы с конкурентами, плюс разменная монета в переговорах с верхами. Показательно, что инвесторы СМИ оживляются в предвыборный период.<BR>Экономически независимое СМИ в России - явление редкое. Практически все общероссийские СМИ поделены между олигархическими кланами. Схожая ситуация, с поправкой на провинцию, сложилась и в Петербурге. <BR>Многие специалисты считают, что в любом случае невозможно рассматривать российское СМИ только как экономический проект, вне идеологической составляющей. "У СМИ три источника получения прибыли: реклама, подписка и доступ к группам политического влияния, - говорит директор по инвестиционно-банковской деятельности ЗАО "Гамма Капитал" Сергей Баев. - Опыт показывает, что принадлежность к одной группе влияния мешает развитию бизнеса и издание очень быстро теряет свой потенциал, поэтому нужно уметь лавировать между партиями, финансово-промышленными группами и группами чиновников".<BR>Александр Потехин, председатель Комитета по печати администрации Петербурга (участвует в издании газет "Санкт-Петербургские Ведомости", "Вечерний Петербург", "Предприниматель Петербурга" и др.): "Сейчас крупные бизнес-структуры уже избавились от эйфории пятилетней давности, когда казалось, что каждому необходимо иметь "карманное" СМИ и что это оправдывает себя с точки зрения дальней экономической выгоды. <BR>Город старается участвовать в тех СМИ - становясь как учредителем, так и входя дольщиком в предприятие, являющееся издателем, - которые не потребуют расхода бюджетных средств. На издание журнала "Проспект. Санкт-Петербург" бюджет перечислил фирме-издателю небольшую стартовую сумму (около 100.000 рублей), но сейчас издание себя окупает". <BR> "С трудом представляю себе инвесторов, которые пожелали бы приобрести СМИ для получения прибыли, - говорит директор издательства "Северная столица" (издает несколько газет и журналов) Максим Кузахметов. - Покупают те, у кого есть деньги, - для решения своих политических задач, а у тех, кто хотел бы и смог бы превратить подобное предприятие в бизнес, денег нет".<BR>Недавно FM-радиостанция "Супер-радио" перешла в собственность промоутерской фирмы "Планета-плюс". "Фактически я вложил деньги в радиочастоту, а не в СМИ, - говорит Евгений Финкельштейн, генеральный продюсер "Планета-плюс". - С помощью радиостанции мы сможем ориентироваться на вкусы нашей аудитории и просчитывать наиболее прибыльные проекты. Второй момент стратегический: я хочу сделать стильное петербургское радио, которое не замыкалось бы на Москву".<BR>Владелец компании, ставшей собственником одной из известных городских газет, говорит: "Конечно, мне невыгодно содержать хронически убыточное издание. Но деньги тратятся относительно небольшие, зато на выборах мы сможем выгодно использовать этот ресурс. Вкладывать средства в развитие газеты я пока не собираюсь: тем более что этими деньгами некому управлять". <BR>Владимир Свиньин, директор Дирекции по работе на финансовых рынках ОАО "ПСБ" (банк является учредителем и оказывает финансовую помощь газетам "Невское Время", "Программа передач телевидения и радио", журнал "Телевик" и др.): "Мировой опыт подтверждает высокую прибыльность инвестиций в СМИ. Но есть инвестиции, а есть дотации. Сегодня в России большинство совладельцев традиционных СМИ занимаются именно дотациями. Акционеры общественно-политических газет и не рассматривают свою деятельность на рынке СМИ как коммерческую".<BR>Ситуация с юридическим оформлением прав собственности на СМИ крайне запутана. Часто бывает так, что формально СМИ принадлежит одной структуре (как правило, специально созданной для этого), финансируется другой, а выражает интересы третьей. Реальный пример: ЗАО издает газету, причем получает трансферты из банка, имеющего тесные отношения с городской администрацией. Соответственно, газета занимает прогубернаторскую позицию.<BR>Однако кроме "политических" СМИ на рынке действует огромное количество масс-медиа, не относящихся к орудиям политической борьбы. В Петербурге политизированы почти все телеканал, зато почти все FM-радиостанции максимально дистанцируются от властных игр. Примерно половина газет и журналов также не вовлечена в битвы олигархов, поскольку, например, специализируется на продаже развлекательной информации. Практика показывает, что именно они достигают больших успехов в продвижении на региональные рынки. Рынок СМИ не лишен тонкостей, традиционных для любого бизнеса.<BR>Максим Чухрей, генеральный директор Издательского дома "Калейдоскоп": "Конкуренция в последнее время усилилась, и, к сожалению, не всегда добросовестная. Обилие законов, часто противоречащих друг другу, компенсируется отсутствием их соблюдения. Отдельного разговора заслуживают сложные отношения с распространителями печатной продукции. В общем, до цивилизованного рынка нам еще далеко".(А.Гр., О.К.)