00:0011 февраля 200000:00
15просмотров
00:0011 февраля 2000
Свершилось: слово "консультант" перестало быть ругательным. Спрос на консалтинговые услуги за последние год-полтора вырос, по некоторым данным, в 3 раза.
<BR><BR>Свершилось: слово "консультант" перестало быть ругательным. Спрос на консалтинговые услуги за последние год-полтора вырос, по некоторым данным, в 3 раза.<BR>Зато у самих консультантов появилось такое безумное количество слов, которые вполне могут быть восприняты в качестве ругательных, что некогда страшные "менеджмент" и "маркетинг" кажутся просто детским лепетом. "Аутсорсинг" и "аутплейсмент", MC и "брэндмейкинг" - профессиональная терминология консультантов, которой они атакуют клиентуру, множится день ото дня. Сами консультанты делятся на две категории: представители первой считают, что клиент сер и узок, а должен бы в терминологии разбираться, представители второй - существенно менее малочисленной - предпочитают объяснять заказчикам непонятные слова. Основная претензия первой группы к клиентам - "недостаточная структурированность спроса". Клиент чего-то хочет, но не может грамотно сформулировать запрос. "Хорошо продаются услуги по управлению подготовленным менеджерам, всех остальных нужно прежде всего учить и воспитывать" - лейтмотив высказываний консультантов. Функцию воспитания при этом консалтинг готов делегировать средствам массовой информации.<BR>Клиентов, обращающихся к услугам консультантов, можно также условно разделить на две группы. Одна ставит конкретные узкие задачи и ждет конкретного результата: например, разрешение проблем с собственностью на некогда некорректно приватизированное предприятие. Вторую группу составляют клиенты, обращающиеся не за конкретным результатом, а претендующие на методологию, технологии, долгосрочное сотрудничество и ориентированные на стратегические задачи. Консультанты, конечно, больше любят вторых - с ними проще говорить на одном языке, к тому же стратегическое сотрудничество предполагает прогнозируемый доход. Задача консалтинга как бизнеса - научиться продавать свои услуги с четким представлением, какому клиенту что необходимо, а также нести ответственность за результаты своей работы. <BR>Проблема в том, что большинство консалтинговых услуг не регламентировано общепризнанными стандартами, в отличие от аудита или юридических услуг, ориентированных на принятую практику.<BR><BR><B>Что продается</B><BR>MC - менеджмент-консалтинг - направление сегодня очень популярное. Высок спрос на информационные технологии управления. Существенно возросла в последнее время роль финансовых консультантов в жизни реального сектора экономики: обеспечение грамотной эмиссии, прозрачности бизнеса для привлечения инвестиций, использование инструментов фондового рынка потребовало специальных знаний. Далеко не каждое промышленное предприятие готово сегодня обучать своих сотрудников инвестиционной деятельности, но число обращений к сторонним специалистам растет. Потребности клиентов в реструктуризации управления и реструктуризации активов вызвали и предложение таких услуг.<BR>В то же время руководство некоторых фирм-производителей в силу ряда тенденций посткризисной экономики перестало обращаться к внешним консультантам, полагаясь на благоприятную конъюнктуру. Но таких на рынке не много; по выражению одного из петербургских топ-менеджеров, "все учатся сегодня, как сумасшедшие" - есть компании, выстраивающие стройную систему обучения и повышения квалификации сотрудников разных уровней. <BR>Семинары, лекции, круглые столы, тренинги процветают; анализ такого рода мероприятий в различных учебных центрах показывает, что круг сотрудничающих с ними консультантов вполне определился. В большинстве случаев это не научные работники, а практикующие бизнес-консультанты; если же семинар ведет штатный преподаватель вуза, то он известен и как практик. Клиент, соответственно, растет; есть примеры, когда консалтинговые компании оказываются неспособными обсуждать проблемы на том уровне, на котором их формулирует заказчик.<BR>Активным спросом пользуется решение различных правовых вопросов, в том числе консультации по правовым аспектам работы с персоналом.<BR><BR><B>Что будет продаваться</B><BR>Вероятно, одна из основных задач консалтинга на ближайшее время - подготовка услуг под девизом "менеджер и собственник в одном флаконе", которые заинтересуют реальные предприятия реальным результатом, считают консультанты. <BR>Практика показывает, что консалтинг требуется прежде всего при разделении этих функций. Если собственник является одновременно и руководителем своего бизнеса, который нужен ему для того, "чтобы было по-моему", это не клиент консультанта. Сотрудник одного венчурного фонда вспомнил ситуацию, когда умные, начитанные консультанты работали с предприятием, объясняя все свои предложения и действия без сложных терминов и предложений открыть словари; отсутствие консалтингового высокомерия помогло им вырастить на сегодняшний день вполне платежеспособного клиента, который ставит все более сложные задачи. Случай из редких, но только такое отношение к заказчику, который на самом-то деле консультанту ничего не должен, и позволит не распугать клиентов.<BR>Компании, обращающиеся к услугам консультантов, все реже доверяют универсалам: заказы либо распределяются между разными консалтинговыми компаниями (что, безусловно, требует большей организационной работы со стороны заказчика в процессе выполнения работ), либо распределяются основным консультантом среди субподрядчиков. <BR>Часть консультантов уверена в необходимости кооперации усилий специализирующихся в узких областях специалистов: эффективность работы консультантов при такой организации работы, по их данным, резко возрастает. <BR>Другая часть, напротив, полагает, что говорить о консолидации преждевременно, так как у клиентов нет уверенности в полной конфиденциальности результатов работы консультантов. Есть примеры, когда клиент проводит "сквозную" проверку консалтинговой компании до заключения с ним договора - от проверки официальных документов и общения с другими заказчиками до "фейс-контроля" персонала.