00:0009 февраля 200000:00
16просмотров
00:0009 февраля 2000
Александр Кац, генеральный директор ЗАО "Лаверна"
<BR>Александр Кац, генеральный директор ЗАО "Лаверна"<BR>- Мне кажется, что после кризиса стало легче строить отношения с западными партнерами. Когда начали работать в 1992 году, от нас требовали 100%-ную предоплату. Потом начали переходить на маленькие отсрочки, маленькие отсрочки стали превращаться в средние, средние - в большие. Почти со всеми поставщиками мы работали на определенных кредитных условиях. Никто не ждал кризиса. А когда случился кризис, многие российские компании оказались не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, и многие поставщики не смогли вернуть свои деньги. Но если российская фирма достойно расплатилась по своим обязательствам, то вопрос о доверии к ней снимается. Если раньше надо было убеждать, что мы заслуживаем доверия, то теперь это понятно априори.<BR><BR>- Какое сейчас отношение к российским бизнесменам на Западе?<BR>- Когда я впервые оказался за границей, было только удивление. "Откуда вы?" - "Из России". - "Ого!" Как будто я приехал из Антарктиды и жил там среди пингвинов. Сейчас за рубеж приезжает много русских, и к нам в общем отношение такое: "Ты приехал из великой страны, у которой большое будущее". В глазах у людей прежде всего интерес. Вопрос "Что на самом деле у вас происходит?" задают все, начиная с таксиста. К России очень большой интерес. Возможно, потому, что их собственный рынок жесткий и конечный, на нем невозможно продать то колоссальное количество товаров, которое производится. А рядом огромная страна - 150 млн населения, пустой рынок. <BR><BR>- Петербург известен на Западе как криминальная столица России?<BR>- Это чисто русский термин. Все знают, что в России есть два города - Москва и Петербург. Если хочешь открыть офис и заработать денег, надо ехать в Москву. Если хочешь увидеть красивый европейский город, то надо ехать в Петербург. Я нигде, кроме наших газет, не читал о том, что мы - криминальная столица страны.<BR><BR>- Какие сферы российской экономики сегодня наиболее перспективны для инвестиций?<BR>- По мировым меркам, у нас просто отсутствует конкуренция. Россия еще нехоженое место. В стране настолько ненасыщенный рынок, что любое направление деятельности, при грамотно организованном бизнесе, может и будет успешным. Вопрос в том, чтобы иметь правильное представление о том, как его поставить. Например, производство продуктов питания развито очень слабо: всего несколько заводов в Петербурге, Москве и иных городах: делай - не хочу! Быстрое питание: есть зачатки, три-четыре системы. Розничная торговля: в Германии на 35 тысяч жителей приходится один магазин типа "Максидома", в Петербурге на 5 млн человек - всего два "Максидома". О чем тут говорить?! <BR><BR>- Существует ли возможность экономического чуда в Петербурге?<BR>- Я не очень верю в чудо и еще более не верю в экономическое чудо в отдельно взятом городе. В стране должны происходить позитивные изменения - сперва политические, потом экономические; только после этого может случиться то, что принято называть "чудом". Вряд ли это может произойти в одном отдельно взятом городе, вне зависимости от того, кто им управляет, кто губернатор и какие у него возможности.<BR><BR>- От выходцев из Петербурга, которые сейчас работают в Москве, можно ожидать каких-то подвижек в городе?<BR>- Ельцин был с Урала. Что там, чудо произошло? Тут географический подход не годится.<BR><BR>- Вы поэтому предпочитаете вести экспансию в регионы?<BR>- Исторически сложилось, что на оптовом рынке конкуренты нашей компании - москвичи. В Москву приезжать, допустим, с Урала значительно ближе, чем в Петербург. Можно вспомнить еще советские "колбасные" поезда. Чтобы достойно конкурировать с московскими компаниями, необходимо иметь адекватный ответ. Мы решили охватить наиболее крупные города по народонаселению, по инфраструктуре, по доходам населения и там организовать свои региональные филиалы. Мы начали этим заниматься в 1993 году. Нельзя сказать, что проводились какие-то сложные маркетинговые исследования. Наверное, сейчас стали бы делать по-другому.<BR>В то время решали просто: какие есть крупные города после Москвы? Екатеринбург и Самара. В Екатеринбурге есть клиенты - значит, можно туда идти попозже. В Самаре клиентов нет - значит, надо сперва двигаться туда. То есть был достаточно простой алгоритм движения. <BR><BR>- Обязательно налаживать контакты с местными властями, чтобы нормально работать в регионе?<BR>- Хорошо, если этого удается добиться. Когда не удается - это не является непреодолимым условием для начала деятельности в городе. Конечно, стараемся заручиться поддержкой на определенном уровне, разумеется - поддержкой законных силовых структур. ФСБ, например. А дальше развиваем бизнес. Есть поддержка губернатора - хорошо, если нет - что делать...<BR><BR>- Вы сейчас как-то работаете с российским производителями?<BR>- Да, конечно. Особенно успешно - в розничной торговле, потому что это соответствует нашей идеологии. Но, к сожалению, наши возможности по-прежнему ограничены. Речь идет не о том, что мы хотим или не хотим продавать отечественные товары. Во-первых, не так много российских производителей, способных обеспечить объемы, необходимые для оптовой торговли. Во-вторых, те, кто работает, еще не сумели правильно выстроить свою сбытовую структуру - они пытаются работать не как производители, а скорее как торговая организация. Что, с моей точки зрения, неверно.<BR><BR>- Возник ли у российского потребителя "товарный" патриотизм?<BR>- Существует не патриотизм, а простой прагматичный подход. Покупатель выбирает по соотношению цены и качества. <BR><BR>- То есть на Вашем рынке импорт превалирует?<BR>- Да, в отличие от пищевой промышленности, импорт пока еще превалирует. Сейчас произошли и происходят существенные сдвиги, но о серьезном переломе можно будет говорить года через 2-3. Безусловно, кризис все это сдвинул с мертвой точки, и я знаю ряд серьезных проектов, где российские компании или они же, но совместно с европейцами покупают производственные мощности и перепрофилируют их. В Москве есть проекты запуска производства кафельной плитки, сантехники, мебели для ванных комнат и т.д. Но движение началось после кризиса 17 августа, и результаты пока не видны. Еще пару лет нужно, чтобы оценить результаты... <BR><BR>- Необходимы ли кредиты, чтобы сегодня успешно развивать бизнес?<BR>- Кредиты - один из инструментов, который позволяет компании быстро развиваться. Редко какая динамичная компания развивается за счет собственной прибыли. Поэтому либо привлекается акционерный капитал, либо используются займы, банковские кредиты. Но всегда в структуре капитала компании присутствует заемный капитал; его размеры зависят от стратегических планов и возможности получить деньги. Если все делать за счет собственной прибыли, тоже можно развиваться, однако скорость развития будет такая низкая, что можно проиграть конкурентам.<BR>До кризиса было много обращений со стороны инвестиционных фондов, которые предлагали вложить средства в программу развития нашей компании. После кризиса таких предложений стало мало, хотя сейчас эта активность возобновляется. Это косвенный признак того, что все ждут позитивных изменений. Никто не хочет инвестировать деньги в страну, к которой нет минимального доверия...<BR><BR>- Политический фактор сильно влияет на бизнес?<BR>- Еще как влияет! У нас хороший плановый отдел, и мы научились с определенной погрешностью планировать свою деятельность при условии, если не будет каких-либо катаклизмов. При допущении, что все будет так, как в прошлом году, можно делать некие экстраполяции: прогнозировать объемы продаж, объемы прибыли. А когда происходят выборы Президента - на всех графиках месячный провал в 50-60%...<BR><BR>- Что будет в России?<BR>- На политические катаклизмы мы не рассчитываем. В целом, на уровне ощущений моих и многих коллег, должно стать лучше - с точки зрения инвестиционного климата, стабильной власти. Общее ожидание перемен к лучшему. Дай Бог, чтобы так и было. Есть понятие "самореализующийся прогноз". Если все ожидают, что станет хорошо, значит, так и будет.(А.Гр.)