Волго-Балт полюбил нефть и иностранных туристов

Через 3 месяца начнется навигация 2000 года по Волго-Балтийскому водному пути. Рост грузопотока по этой водной магистрали подошел к непреодолимому рубежу. Его имя - разводные мосты через Неву.

<BR>Через 3 месяца начнется навигация 2000 года по Волго-Балтийскому водному пути. Рост грузопотока по этой водной магистрали подошел к непреодолимому рубежу. Его имя - разводные мосты через Неву.<BR>Пропускная способность самого "узкого" участка Волго-Балта - Невы - достигла предела. <BR>По словам генерального директора ГУП "Мостотрест" Юрия Петрова, за прошедшую навигацию через разводные мосты Невы в оба направления прошло 5885 судов (4908 судов в 1998 году). При этом максимальная пропускная способность невского участка - 6200-6300 судов в навигацию. Для существенного увеличения потока судов сквозь систему разводных мостов необходимо проводить специальные мероприятия.<BR> Можно увеличить продолжительность развода мостов с 3 часов до 4-5 или ввести дневную разводку. Но, например, для дневной разводки необходимо создать систему управления транспортным потоком, которая обеспечила бы отвод транспорта от разведенного моста к соседним.<BR>В любом случае необходимость развода мостов входит в противоречие с интересами города.<BR> В последние годы число автомобилей в Петербурге выросло почти в 2 раза, жизнь мегаполиса не замирает и ночью. При этом бюджет города за транзит судов по Неве не получает ни копейки. "Мы даже заинтересованы в том, чтобы совсем не разводить мосты. Наша задача - содержать их в исправном состоянии", - полушутя-полусерьезно говорит Юрий Петров.<BR><BR><B>Черный VIP-клиент </B><BR>Нефть и нефтепродукты составляют около половины грузов, следующих по Неве в Балтику. "Черное золото" уходит на экспорт. Речные танкеры встают на Кронштадтском рейде, где способом "борт-борт" перегружают сырье на морские суда.<BR>По словам заместителя генерального директора по эксплуатации компании "Волготанкер" (крупнейшего перевозчика нефти по Волго-Балту) Владимира Остафьева, компания в прошедшую навигацию проводила через невские мосты в среднем пять танкеров в сутки в одном направлении.<BR> Заказы на следующий год свидетельствует, что объем перевозимой нефти останется на прежнем уровне. "В былые годы бывало и больше танкеров; и ничего, проводили через мосты", - говорит он.<BR>По данным Вадима Клюева, руководителя Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, в 1999 году объем нефти, прошедший через Неву, вырос по сравнению с 1998 годом на 0,7 млн тонн, достигнув 4,3 млн тонн. В 1999 году в Балтику по Неве вышло 1170 танкеров. "По нефтегрузам, особенно в пик навигации, пропускная способность Невы уже практически достигнута. Ограниченные рейдовые стоянки позволяют проводить ежесуточно 9 танкеров вниз по Неве и восемь в обратном направлении. Летом 1999 года бывали дни, когда два-три судна не успевали пройти мосты и были вынуждены ждать следующей проводки", - говорит он.<BR><BR><B>Валютные кошельки </B><BR>Не последнюю скрипку на Волго-Балте начинает играть перевозка туристов. Сегодня Волго-Балт - самый популярный круизный маршрут России. <BR>В 1999 году туристские теплоходы совершили 350 рейсов из Петербурга по Волго-Балтийскому пути (Кижи, Валаам, Старая Ладога, Москва и др.). По данным Вадима Клюева, начиная с 1992 года, когда впервые Правительство России открыло Волго-Балт для иностранных туристов, пассажиропоток неуклонно рос даже тогда, когда грузопоток падал. <BR>Волго-Балт имеет хорошие шансы стать привлекательным объектом и для туристов, путешествующих на частных катерах и яхтах.<BR> С 1998 года Правительство открыло внутренние водные пути для иностранных частных судов. И хотя наплыва туристов в 1999 году не наблюдалось, первые частные суда под иностранным флагом по Волго-Балту уже прошли.<BR> Вадим Клюев признает, что пока главным барьером служат высокая стоимость разрешения (около $400) и обязательное условие брать на борт на время всего путешествия государственного лоцмана. Но эти проблемы рано или поздно будут решены, и тогда иностранные катера и яхты станут открывать Волго-Балт, принося доход государству и окрестным областям. Однако для этого на Волго-Балте необходимо обустраивать туристскую инфраструктуру (стоянки и заправки для катеров и яхт и другое) (см. стр. 32).<BR><BR>Волго-Балтийский водный путь вступил в эксплуатацию в 1964 году. Он представляет систему судоходных рек, каналов, озер и гидросооружений на участке Петербург-Череповец. Длина - 861 км. Входит в единую глубоководную систему водных путей европейской части России. После того как в 1998 году был продлен 9-й транспортный коридор, Волго-Балт стал составной частью коридора. По своим эксплуатационным характеристикам Волго-Балт превосходит многие европейские водные пути.<BR>Проектная мощность Волго-Балта - 15,4 млн тонн в год. В 1999 году объем перевозок достиг 10 млн тонн.<BR>Навигационный сбор для судов под Российским флагом по Волго-Балту составляет около $100 с судна. Примерно столько же стоит проводка судна через мосты.