Наши люди в булочную через Интернет не ходят

Во всем мире электронный бизнес, судя по многочисленным сообщениям в Интернете, захватывает все новые пространства. Самый европейский город России - Петербург на этом фоне выглядит заштатной провинцией.

<BR><BR>Во всем мире электронный бизнес, судя по многочисленным сообщениям в Интернете, захватывает все новые пространства. Самый европейский город России - Петербург на этом фоне выглядит заштатной провинцией.<BR>Торговля товарами и услугами посредством Всемирной паутины в городе находится фактически на нулевой отметке. По словам менеджера продукта ТОО "Рексофт" Андрея Мамыкина, в России общий объем продаж конечному потребителю товаров через Интернет в 1999 году оценивается в $2,5-3,5 млн. Это - тысячные доли процента от оборота розничной торговли в стране. По данным Госкомстата, в прошлом году он составлял примерно $70 млрд. Развитие электронного бизнеса в городе на Неве характеризуется теми же пропорциями. <BR>На порядок выше масштабы торговли в Сети между юридическими лицами. В прошлом году российские компании продали друг другу изделий и сырья на сумму в $70 млн. Однако объемы этих продаж также теряются на фоне общих денежных потоков, проходящих от одних предприятий к другим.<BR><BR><B>Один из мифов</B><BR>Мир движется в направлении Интернет-экономики. В ближайшие годы сумма транзакций в Web превысит $1 трлн. В 2004 году электронный бизнес в странах Восточной Европы достигнет 3% от ВВП. Таковы прогнозы некоторых специалистов. <BR>Павел Борох, менеджер по техническому маркетингу стран Восточной и Центральной Европы компании Intel, считает, что в России происходят те же процессы, что и на Западе. Только с некоторой задержкой. По его словам, отставание от восточноевропейских государств, например, составляет около года. Таким образом, к 2005 году электронный бизнес в России будет оцениваться примерно в $5 млрд. "Наиболее динамично торговля в Интернете развивается и будет развиваться в Москве и Петербурге", - утверждает Павел Борох. <BR>Однако в петербургской компании "Рексофт" относительно высокий уровень развития электронной коммерции в Северной столице считают мифом. "В России примерно 72 Интернет-магазина. 40-45 из них находятся в Москве. В Петербурге - всего пять-шесть. Только два проекта достигли российского уровня. Это - Интернет-магазин "о3он" и сеть RLE. В некоторых городах, которые по размерам заметно уступают городу на Неве, через Всемирную сеть активно продают товары сопоставимое число торговых точек. Например, несколько Интернет-магазинов расположено в Перми. А это город значительно меньше Петербурга", - развеял один из мифов о Северной столице Андрей Мамыкин. <BR><BR><B>Без рекламы не получается</B><BR>Причины, по которым некоторые российские города по уровню развития электронной коммерции опережают Петербург, неизвестны. А вот отставание города на Неве от Москвы объяснить не сложно. <BR>Во-первых, в Северной столице в 5 раз меньше пользователей Интернета, чем в Первопрестольной. Вторая основная причина - меньшее количество денег, крутящихся в экономике Петербурга. Чтобы Интернет-магазин полноценно функционировал, необходимо вкладывать приличные деньги в его раскрутку. Так, по словам Андрея Мамыкина, активная рекламная кампания вновь открывающегося торгового сайта обойдется его владельцу в $70-100 тыс. Чтобы поддерживать интерес покупателей к магазину, нужно периодически вкладывать ежемесячно по $36 тыс. Осуществлять подобные вложения в рекламу не всем петербургским компаниям под силу. <BR>АО "Компьютер-Центр "Кей" уже давно принимает заказы на компьютерную технику на своем сайте. По словам менеджера рекламного отдела компании Игоря Танича, рекламная кампания Интернет-магазина, которая проходит в эти дни во Всемирной сети, стоит значительно меньше $36 тыс. И результат уже имеется. Каждый день компания получает по Сети примерно по 10 заказов. Однако он согласен, что для быстрого расширения числа покупателей до тысяч человек, может быть, и потребуются подобные суммы вложений.<BR>В столице с деньгами полегче. В результате москвичи имеют возможность приобретать не выходя из дома не только книги и видеокассеты, но и множество других товаров, например сложную компьютерную технику и даже продукты питания. Петербуржцы вряд ли в ближайшем будущем получат возможность "сходить" за хлебом в Web.<BR><BR><B>Барьеры</B><BR>Кроме нехватки денег на раскрутку нового сетевого магазина развитию электронной коммерции препятствуют еще ряд факторов. Прежде всего увеличение торговли в Интернете невозможно без массового представительства покупателей в Сети. Пока число пользователей Интернета в Петербурге и в целом по России невелико. В Северной столице они насчитывают немногим более 300 тыс. человек. Темпы роста также небольшие - по 1-2 тыс. новых пользователей в месяц. <BR>В отличие от западных стран, в России далеко не каждый гражданин имеет пластиковую карточку. С ее помощью удобней всего осуществлять платежи за купленный товар. <BR>По словам Павла Бороха, существенной проблемой для роста торговли в Сети является несовершенство российского законодательства. "Потребитель и на Западе не всегда надежно защищен при осуществлении заказа посредством Всемирной сети. С этим мне пришлось столкнуться лично при бронировании гостиницы. Однако права сетевого покупателя там оговорены в законах. В России подобных законодательных актов вовсе нет", - рассказал Павел Борох.<BR>С ним не согласен представитель торгующей в Интернете компании. "Несовершенство российского законодательства нам не мешает. Покупатель при нашей системе продаж также защищен законом, как если бы он делал покупку в обычном магазине. У него на руках имеется чек, который ему доставляет вместе с товаром курьер, или другие документы, свидетельствующие о приобретении. Так что он может нам вернуть товар с дефектом, как в обычный магазин", - говорит Андрей Мамыкин. <BR>Игорь Танич, говорящий от лица другой петербургской компании, занимающейся электронной коммерцией, все же видит проблему в несовершенстве российского законодательства. Вероятно, это связано с тем, что "Компьютер-Центр "Кей" торгует компьютерами и комплектующими, а "Рексофт" - книгами и видеофильмами. При торговле сложной и дорогостоящей техникой в Интернете требования к законодательству несколько выше.<BR>Невысокие темпы развития электронной коммерции Владимир Мирошников, директор по бизнес-процессам компании Lanck, связывает с тем, что руководители торгующих предприятий не видят смысла в переводе торговли в глобальную сеть. "На одной из конференций, посвященной электронной коммерции, говорилось, что только около 30% российских Интернет-магазинов рентабельны. Поэтому высший менеджмент не понимает, зачем вкладывать деньги в организацию торговой точки в сети. Расходы приличные, а будет ли отдача, неясно", - говорит он.<BR><BR><B>Прорыв все-таки будет</B><BR>Несмотря ни на что электронной коммерции в России пророчат активное развитие в ближайшие годы. Компания Lanck работает в этой области сразу по трем направлениям. Одно из них предполагает создание сайта с соответствующим программным обеспечением для торговли компьютерной техникой. Разработка создается так, чтобы ее можно было использовать для организации торговли у сторонних заказчиков. Не обязательно это будут компьютерные фирмы.<BR>Значительно расширить продажи через Интернет планирует "Компьютер-Центр "Кей". <BR>При организации торговли во Всемирной паутине между предприятиями проблем гораздо меньше. По данным московского представительства компании Intel, в России из 8 млн предприятий 15% подключено к Интернету. Любая работающая фирма, даже самая небольшая, способна подсоединить свои компьютеры к глобальной сети. <BR>"Организация электронной коммерции позволит крупным компаниям сохранить своих клиентов, а мелким даст шанс расширить клиентскую базу", - прогнозирует Павел Борох.