Российские продукты питания подбираются к европейскому столу

Осуществилась мечта России "Догнать и обогнать Америку": на Международной продовольственной ярмарке Grune Woche 2000 ("Зеленая неделя") в Берлине российский стенд по площади впервые превзошел американскую экспозицию.

<BR><BR>Осуществилась мечта России "Догнать и обогнать Америку": на Международной продовольственной ярмарке Grune Woche 2000 ("Зеленая неделя") в Берлине российский стенд по площади впервые превзошел американскую экспозицию. <BR>Русские отхватили 400 м2 в самом центре зала, расположенного прямо у центрального входа в выставочный комплекс Messe Berlin. С него многие посетители начинают свой многочасовой обход анфилады павильонов ярмарки, занимающей в этом году почти 60.000 м2. <BR>Организатор российской экспозиции - генеральный директор "Всемирной ярмарки "Российский фермер" Михаил Злыдников и директор ярмарки Grune Woche Ханс-Хеннинг Шмидт рады достигнутому территориальному превосходству. Злыдников гордится тем, что наконец-то выполнено обещание "обогнать Америку", данное немцам 2 года назад бывшим тогда министром сельского хозяйства России Виктором Хлыстуном. А Шмидт, в чьи обязанности входит забота об экспонентах "Зеленой недели" из Росс2ии, может считать, что его подопечные за 4 года стали полноценными участниками ярмарки.<BR><BR><B>Королевское место</B><BR>Центральное место в зале досталось России как награда за рост экспозиции. Австралию, которая занимала это место прежде и кормила посетителей блюдами из мяса крокодила, страуса и кенгуру, перевели в другой павильон. <BR>Об этой рокировке давно мечтали российские организаторы, которым надоело тесниться с национальной экспозицией в углу зала. По этому случаю над российским стендом водрузили огромный щит с названием страны. Он получился даже большего размера, чем у соседней Бельгии и Испании. Только ветряная мельница Нидерландов портила настроение прытким русским: ее вращающиеся лопасти притягивали внимание посетителей, закрывая вид на другие стенды.<BR>Основу российской экспозиции, собравшей 17 организаций, составили петербургские пищеперерабатывающие предприятия "Петрохолод", "Браво Интернешнл", Первый кондитерский комбинат "Азарт", Опытный завод "Нива", Колпинский пищевой комбинат, "Ливиз", Кондитерская фабрика им. Крупской, Фабрика замороженных полуфабрикатов, "Талосто", "Норд-Овощ".<BR>Преобладание петербургских участников на национальном стенде неудивительно: организацией экспозиции традиционно занимается петербургская выставочная фирма "Всемирная ярмарка "Российский фермер". Ее генеральный директор Михаил Злыдников каждый год убеждает Министерство сельского хозяйства РФ и производителей продовольствия показать возможности России на крупнейшей европейской потребительской выставке. В результате многомесячных переговоров ему удается собрать экспозицию большей частью из петербургских пищевых предприятий. <BR>В этом году "Российский фермер" сумел убедить показаться в Берлине ликероводочный завод "Кристалл", производителя безалкогольных напитков "Вимм-Билль-Данн" и медовую компанию "Октава-1000" (все трое из Москвы), а также производителя удобрений - Буйский химический завод, Минусинский рыбзавод. Кондитерскую и рыбную продукцию впервые на "Зеленой неделе" представляла группа компаний "Природа" (Ростов-на-Дону), а гречневую крупу - Увельская крупяная компания.<BR><BR><B>Только дегустация</B><BR>О победе русских над Америкой сообщили Ханс-Хеннинг Шмидт и Михаил Злыдников на пресс-конференции российской делегации в день открытия ярмарки, 14 января. Но не успели российские экспоненты "Зеленой недели" сполна погордиться за державу - "можем, если захотим", - как немцы преподнесли сюрприз. Российским производителям пельменей, рыбной продукции и мороженого в этом году запретили торговать на ярмарке. Оказывается, в отношении этих продуктов в странах ЕС действуют строгие правила. <BR>Например, все молочные, мясные и рыбные продукты питания должны иметь сертификат качества, признанный в странах ЕС, и свидетельство о включении в общий реестр продовольственных товаров. <BR>На предыдущих ярмарках немецкие таможенники и ветеринары не обращали внимания на российские товары. Дескать, стойте себе в углу зала и продавайте потихоньку. <BR>В этом году русские ввезли уже не 14,5 т, а 30 т продуктов, и халяве пришел конец. <BR>Таможенники и ветеринары бдительно наблюдали за тем, чтобы российские экспоненты ни в коем случае не торговали пельменями, рыбой, мороженым, разрешив только дегустацию. <BR>Узнав о такой неприятности, российские участники бросились выяснять, как быть. Генеральный директор Колпинского пищевого комбината заявил, что уже оформляет сертификат на пельмени по стандарту ISO9000 и в течение 2000 года станет полноправным участником торговли со странами ЕС. Мороженщики "Петрохолода", оказывается, об этом знали заранее и тоже собираются получать сертификат, а прямую торговлю на ярмарке они даже не планировали. <BR>Гибкий российский ум нашел выход: дегустация - "да", а если подойдет клиент и попросит продать ему пачку или коробку товара, то не отказывать же ему. Сказано - сделано. Запас товаров некоторых русских экспонентов стал таять с такой скоростью, что у некоторых пищевиков уже к середине ярмарки ("Зеленая неделя" проходила с 14 по 24 января) товар закончился.<BR><BR><B>Чем богаты, тем и рады</B><BR>Состав российских участников на "Зеленой неделе 2000" оказался иным, чем год назад. Не поехали в Берлин "Самсон", "Петмол", "Степан Разин", и, как оказалось, напрасно: их продукцию спрашивали немцы, которым она запомнилась с прошлого года. Правда, некоторые утешились пивом "Бочкарев" (пиво в Германии - беспроигрышный товар) и морсами "Вимм-Билль-Данна". Русская водка от "Ливиза", "Нивы", "Кристалла" тоже шла нарасхват. <BR>Бум на русские пельмени, которые в прошлом году представлял только Колпинский пищевой комбинат, сменился вялым интересом. Многие магазины Берлина, увидев спрос на пельмени, поставили собственные производства. <BR>Пельменный автомат стоит около $1000, а технология изготовления пельменей до смешного проста. Немцы пресытились мясом в тесте, сваренным в воде, и в этом году экспозиция колпинцев - стол в русской избе, а на нем блюдо с горячими пельменями - привлекала уже не так много посетителей, как в прошлом январе. <BR>Русские компании постарались скормить немецким бюргерам все, что привезли на Grune Woche. Ведь "Зеленая неделя" - идеальное место для торговли всем, что может быть съедено или использовано для жизни. <BR>Здесь есть павильоны с домашними животными, садовыми и загородными домами, различной кухонной утварью и современными образцами ландшафтных решений. <BR>Сотни тысяч немцев, как бы они ни были избалованы ассортиментом магазинов и фантазиями дизайнерских бюро, не упускают возможность присмотреть и приобрести на "Зеленой неделе" что-нибудь для себя и своего дома.<BR><BR><B>Коммерческий подход</B><BR>Русские фирмы не упускают возможность проверить на немцах свой товар. Дегустации и торговля поставлены на широкую ногу: артисты Николай Поздеев и Светлана Андриевская уже третий год работают на "Зеленой неделе". Одетые в русские народные костюмы "а-ля ансамбль "Березка", они песнями и танцами завлекают бюргеров на российский стенд. Дескать, отведайте конфет, водки, меда и прочих русских продуктов.<BR>Руководители российских компаний, которых в этом году было около 30, провели переговоры с берлинскими оптовиками и экспонентами из Белоруссии, Эстонии и других "родственных стран". <BR>У петербургских пищевиков, не первый год посещающих берлинскую ярмарку (например, у "Азарта", "Петрохолода", Кондитерской фабрики им. Крупской), уже есть германские фирмы-партнеры. Они поставляют российские товары в магазины и рестораны по всей Германии. Наиболее активно в последнее время с русским продовольствием работает фирма DEGU. Ее представители не только успели обойти своих поставщиков, но, например, на стенде Фабрики им. Крупской сотрудник DEGU проводил дегустацию, чтобы самому увидеть реакцию потребителей на конфеты фабрики.<BR>Большинству российских пищевиков берлинская ярмарка дает контракты на экспорт продукции. Но даже "Азарт", поставляющий в Германию по 100 тонн конфет ежемесячно (в 1998 году эта страна закупала 20 тонн), признает, что экспорт не является главной статьей доходов предприятия.<BR>Новички ярмарки проверяли на публике и оптовиках потенциальный спрос. "Вимм-Билль-Данн", освоив рынок Голландии, Израиля, готовится в 2000 году открыть офис в Германии, чтобы довести объем поставок морсов в Европу до 500 тонн в месяц. "Зеленая неделя" дала возможность компании оттестировать свой продукт на широком круге потребителей. <BR><BR><B>Найди cвое место</B><BR>По словам директора ярмарки Grune Woche Ханса-Хеннинга Шмидта, идея "Зеленой недели" - показать единое продовольственное пространство. В этом году на ярмарку легла особая ответственность: она стала первой из берлинских международных выставок в новом тысячелетии. "Мы не даем "Зеленой неделе" особых лозунгов или девизов. Пусть каждый экспонент будет свободен в выборе своей темы и идеи", - говорит г-н Шмидт. <BR>Национальные экспоненты возможности выделиться не упустили. Тема смены тысячелетий и эпох получила развитие в национальных и тематических экспозициях (например, смотр германских земель "Деревня-2000 - начало будущего", цветочный павильон "Ворота в цветах - Берлин-2000"), "В новом тысячелетии - истинно немецкое наслаждение".<BR>Например, голландцы, участвующие в "Зеленой неделе" в 48-й раз, в этом году взяли на вооружение девиз "Мы работаем на вас" и наглядно показали, как изменился сельскохозяйственный труд их крестьян за последние 100 лет. Их бахвальство не осталось незамеченным - у голландских стендов посетителей было предостаточно.<BR><BR><B>Сверхзадача</B><BR>Русский стенд на "Зеленой неделе" особых идей не демонстрировал. Посетителей это не привлекало, но и не отпугивало. По словам генерального директора "Всемирной ярмарки "Российский фермер" Михаила Злыдникова, самым важным было доказать: "Россия - могучая страна, обеспечивающая себя продовольствием", и она готовится занять важное место в едином продовольственном комплексе Европы и мира.<BR>Чтобы об этом никто не забыл, в Берлин на ярмарку прибыло полтора десятка представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ во главе с первым заместителем министра Анатолием Михалевым. Высокие гости утром в день открытия ярмарки обошли российскую экспозицию, бдительно высматривая, все ли стендисты готовы достойно представлять еду России. На одном из стендов случился казус: сотрудницы предприятия несколько замешкались с выкладкой продукции, за что получили нагоняй от высокого чиновника. Забавно, что замминистра распекал тех, кто сам оплатил свое участие и от министерства никоим образом не зависит. К тому же на своем предприятии эти женщины занимают высокие должностные позиции.<BR><BR>Родина сказала "надо"<BR>Патриотическая идея действительно популярна среди пищевых предприятий. Из года в год среди участников экспозиции оказывается немало директоров, кто решил потратить $10-20 тыс. и представить свою продукцию на "Зеленой неделе" ради страны. <BR>В то же время отсутствие правительственной поддержки стало заметней на большей, чем прежде, площади российской экспозиции. Генеральный директор ЗАО "Ливиз" Владимир Шаршов озабочен судьбой национального стенда: "Наша экспозиция уже переросла масштабы Петербурга, и предприятиям не под силу платить за имидж всей страны. Пора России подхватывать инициативу "Российского фермера", иначе через год-два все скатится до телевизора на столике". <BR>Масштаб российской экспозиции показал не только возможности страны оплатить площадь. "Нашим участникам нужно встраиваться в общую идеологию "Зеленой недели". Нужно показывать национальные особенности питания потребителей, готовить иностранцев к встрече с Россией. В этом году не поехали "Петмол", "Самсон". Говорят - там наша продукция не нужна. Это неправильно. Нужно показывать в Берлине то, что их продукция так же хороша, как немецкая, и ее турист без опаски может есть в России. И Петербургу как инициатору участия в "Зеленой неделе" нужно иметь свою часть в общей экспозиции. Нужно представлять посетителям возможности города принять их в гости", - говорил на ярмарке корреспонденту "ДП" Арсений Фомин, и.о. председателя Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга.<BR>Михаил Злыдников сожалеет, что государство никак не влияет на подбор участников: "Мы вынуждены формировать экспозицию из тех, кто может оплатить свое участие, а о тех, кто был бы полезен ради общей идеи, и мечтать нельзя". Он надеется, что ситуацию может изменить высшее руководство страны: "Хотим предложить Правительству России и Президенту издать документ, разрешающий участникам национальных экспозиций относить затраты по участию в крупнейших международных выставках на себестоимость и обеспечить им льготный режим экспорта образцов на выставку". <BR><BR>Ярмарка "Зеленая неделя" проводится в Берлине с 1926 года. <BR>Ежегодно в январе в выставочном центре Messe Berlin разворачивается этот огромный продовольственный и сельскохозяйственный мегамаркет. <BR>В 2000 году выставка стала самой большой как по числу участников - 1648 (1153 из Германии, 495 зарубежных), так и по общему размеру экспозиции - 58.831 м2 (в 1999 году - 48.257 м2).