ДП-эксперт

Олег Ширяев

<BR><B>Олег Ширяев</B><BR><BR>olegsh@delo.spb.ru<BR>В 00 часов 1 января 2000 года тысячи контрольно-кассовых машин (ККМ), перейдя на новый отсчет времени, могут повести себя непредсказуемо. <BR>Зато предсказуема позиция налоговых органов: проверки в торговле начнутся вскоре после Нового года.<BR><BR><B>Амнезия фискальной памяти </B><BR>"Проблема-2000" для ККМ заключается в том, что при переходе на новый режим времени, где год обозначен двумя нулями, программное обеспечение машины может дать сбой. Последствия могут быть разные: искажение времени и даты, остановка машины, изменение или утрата показаний фискальной памяти, по которым налоговые органы контролируют полноту сбора налоговых платежей. <BR>Причем обнаружиться это может не сразу, а при очередной проверке ГНИ, когда фискальная память уже может насчитать любые показания. Ответственность за нарушение налогового законодательства возлагается на пользователя ККМ, то есть на предпринимателя.<BR>По словам заведующего лабораторией эталонных образцов Валерия Козлова, из 127 моделей ККМ, включенных в государственный реестр и используемых на территории РФ, в лаборатории проверено около 30 моделей. Их проверяли по специально разработанной методике, позволяющей оценить функционирование ККМ при различных нештатных ситуациях. Ни одна из моделей ККМ не была признана абсолютно надежной. После доработки программного обеспечения поставщики дали гарантию, что эти машины готовы к 2000 году.<BR>Президент Ассоциации центров технического обслуживания Артур Юргенс заявил, что центры не могут самостоятельно дать гарантию бесперебойной работы ККМ после наступления 2000 года. "Мы не имеем права давать гарантию. Для этого должны быть гарантийные письма производителей кассовых машин", - сказал Артур Юргенс.<BR> <BR><BR><B>Невидимые гарантии</B><BR>В России работает более 1,5 млн ККМ. В них используется 96 видов прикладных программ для активных системных кассовых аппаратов. До 2000 года остаются считанные дни, проверить все уже невозможно. <BR>В соответствии с "Положением о порядке продажи, техническом обслуживании и ремонте ККМ в России", генеральные поставщики несут полную ответственность за качество поставляемой продукции. Правда, в чем заключается эта ответственность, в положении не говорится. На совещании государственной межведомственной комиссии по ККМ все поставщики машин заверили, что их аппараты полностью готовы к переходу на учет нового времени. На основании этого заявления Государственная экспертная комиссия по ККМ решила, что всю ответственность за готовность ККМ несут поставщики. По словам Валерия Козлова, пользователи ККМ должны требовать от центров технического обслуживания (ЦТО), где обслуживается их ККМ, гарантию, что "проблема-2000" не скажется на ее работе. При наличии гарантии ответственность за последствия сбоев ККМ после перехода на новое время возлагается на ЦТО, как на уполномоченную поставщиком организацию. На практике получается по-другому. Как рассказала главный бухгалтер ООО "Компромисс" Вера Фонарева, она просила выдать гарантийные письма центры технического обслуживания ООО "Сервис" и ООО "Юнион", которые, в соответствии с договором, проводят обслуживание ККМ. Однако ей отказали.<BR><BR><B>Глухой и немой</B><BR>По словам Артура Юргенса, гарантировать нормальную работу ККМ может только производитель. Пока, по его данным, таких гарантий нет.<BR>Эффективность взаимодействия поставщиков ККМ и ЦТО характеризует следующий пример. По данным члена Госкомиссии по ККМ, директора специального конструкторского бюро вычислительной техники "Искра" Марины Ярошевской, поставщик кассовых аппаратов "Самсунг" еще в августе 1999 года разослал ЦТО предупреждение о том, что в некоторых моделях ККМ производства "Самсунг" необходимо заменить внутреннее программное обеспечение. Никто из 950 ЦТО, обслуживающих контрольно-кассовые машины производства компании "Самсунг", не откликнулся.<BR><BR><B>"Проблему-2000" решает замена кассы</B><BR>По словам начальника отдела по контролю за доходами в сфере торговли и применению ККМ ГНИ по Петербургу Валентины Соловьевой, уже с начала января грядут массовые проверки розничной торговли. Вся ответственность за неправильность фискального учета по законодательству ляжет на плечи предпринимателей. <BR>Правда, при проверках "проблема-2000" будет учитываться. "Каждое нарушение учета ККМ будем рассматривать очень внимательно", - утверждает Валентина Соловьева.<BR>Тем не менее штрафы будут платить пользователи контрольно-кассовых машин. По словам Валентины Соловьевой, после уплаты штрафных санкций владелец ККМ может обратиться к поставщику машины и потребовать с него возмещения понесенных убытков. <BR>Для снижения риска налоговая инспекция рекомендует предпринимателям решить "проблему-2000" локально. "В конце рабочего дня 31 декабря 2000 года предпринимателям нужно снять фискальные отчеты, а не откладывать это на 2000 год", - сказала Валентина Соловьева. <BR>"Опять мы оказались крайними, - говорит индивидуальный предприниматель Владимир Иванов. - Я, заплатив за ККМ, не хочу вникать в проблемы производителя и оплачивать штрафы налоговой инспекции, вызванные сбоями в программном обеспечении". <BR>Не надеясь на органы власти, Владимир Иванов подстраховался: "В начале 2000 года я просто заменю ККМ на новые".