Пол Смит советует выставлять успехи напоказ

Самыми крупными инвестици ями в регионе может гордить ся американский бизнес. Крупнейшие заокеанские компании выбрали в качестве плацдарма Северо-Западный регион.

<BR><BR>Самыми крупными инвестици ями в регионе может гордить ся американский бизнес. Крупнейшие заокеанские компании выбрали в качестве плацдарма Северо-Западный регион. <BR>О проблемах американских компаний на Северо-Западе Генеральный консул США в Петербурге Пол Смит знает не понаслышке. Он рассказал об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту "ДП".<BR><BR>- Как Вы оцениваете экономическую ситуацию на Северо-Западе России?<BR>- Я назову несколько цифр, которые иллюстрирую ситуацию. На Северо-Запад приходится около 25% всех американских инвестиций в Россию. Я включаю в этот регион территории Мурманска, Карелии, Ленобласти, Петербурга, Новгорода и Пскова. Значительный рост инвестиций шел последние 2 года. В 1998 году только в Петербурге было вложено $309 млн, в I квартале 1999 года рост по сравнению с тем же периодом 1998 года составил 350%. В нашем регионе более $2 млрд американских инвестиций. Хотя мы занимаем третье место по количеству созданных предприятий в России после Финляндии и Германии, США занимают первое место по объему инвестиций. Около $736 млн приходится на Петербург, $678 млн - на Ленобласть, остальное - на другие области. Таким образом, общий объем инвестиций - более $2 млрд. Это хорошая тенденция.<BR><BR>- Что сдерживает эту тенденцию?<BR>- В нескольких областях уже есть серьезное стремление помогать новым инвесторам. Я имею в виду не только администрации областей, но и органы законодательной власти. В нескольких областях созданы советы по инвестициям. Я недавно был на таком совете в Петербурге, где выступал губернатор Яковлев. Это было интересно. Там серьезно обсуждались проблемы, которые еще остаются нерешенными. Например, стабильность законов. Это проблема номер один, на мой взгляд. Когда новый инвестор думает положить деньги на стол, он хочет знать, что законы, которые действуют сегодня, будут работать и завтра, а не будут меняться каждый день.<BR>Я могу сказать, как видят сегодня Россию за границей. Это не только коррупция, политические конфликты. На Северо-Западе были случаи, когда инвестор терял свои инвестиции. Эти примеры показывают другим, что это тоже проблема. Я имею в виду ресторанчик Subway на Невском проспекте (сейчас "Минутка" - Д.П.), международный суд еще в январе 1997 года решил спор в пользу инвестора, вложившего более $1 млн, но инвестор так и не получил своих денег. Губернатор Яковлев согласился, что эта проблема остается. <BR>Другой случай касается Ломоносовского фарфорового завода. Этот пример показывает, что приватизация может быть отменена. И, конечно, новый инвестор, который ведет переговоры с возможными партнерами, будет учитывать эти случаи при принятии решения. В Мурманске произошел аналогичный случай с одной американской компанией. Международный суд в Стокгольме принял решение в их пользу на $900 тыс., но это решение не реализовано.<BR>И другой момент - это грядущие президентские выборы у вас и у нас. Перед выборами люди будут ждать, пока станет ясно, кто будет новый президент. <BR><BR>- Какие вопросы задают новые инвесторы Вам, когда решают вопрос о вложении средств в регионе?<BR>- Инвесторы обращаются в основном в торговое представительство на Невском проспекте. Большинство вопросов, которые я получил с сентября этого года, касались серьезности вышеназванных проблем с другими фирмами. Меня спрашивают, как мы относимся к законодательству, можем ли мы помочь в контактах с администрациями. Именно для этого и был открыт центр в городе, чтобы было одно место, куда заинтересованные лица могли обращаться. В Петербурге действует филиал американской палаты, центральный офис которой находится в Москве. За этот год филиал вырос с 30 членов до 60. <BR>Американские инвесторы ищут позитивный сигнал, показывающий возможность начинать процесс инвестирования. И администрации, особенно в Петербурге, Ленобласти и Новгороде, уже понимают, что надо сделать так, чтобы новый инвестор мог бы решить все свои проблемы в одном месте, чтобы инвестору не надо было бегать по разным кабинетам. Эксперты должны помогать новичкам получать необходимые лицензии, разрешения, помогать пройти всю процедуру.<BR>Кроме того, иногда у представителей американских компаний возникает и проблема получения визы на въезд в Россию.<BR><BR>- Существует ли для русских бизнесменов проблема в получении виз в США?<BR>- Я сталкивался со случаями, когда представители российской фирмы хотят поехать в США, чтобы поискать партнеров. Если представители российского бизнеса не имеют еще контактов с американским партнером, то будет трудно получить визу. Но если контакты с возможными партнерами установлены, или с помощью нашей торговой палаты, или через Интернет, то в большинстве случаев проблем не будет. Мы будем помогать им встречаться. <BR>Кроме того, надо сказать, что наша торговая палата организует групповые туры на самые крупные выставки в США. Недавно проходила большая компьютерная выставка в Лас-Вегасе, которую посетила и группа компаний Северо-Запада. Мы старались помочь этим фирмам установить контакты на выставке. <BR>В целом 80% обратившихся российских граждан получают визу. Среди бизнесменов этот процент еще выше.<BR>Еще я хочу добавить о политическом уровне. Все беспокоятся, как будет влиять ситуация в Чечне на международные отношения. Как написано в журнале Economist, мы сейчас стоим на перекрестке. Но все-таки американский бизнес смотрит на возможности и риски. Если возможности и риски сбалансированы, это хорошо. Если риски высоки, то это плохо. И бизнес оценивает ситуацию не на политическом, а на экономическом уровне.<BR><BR>- Политическая ситуация отражается и на оценке экономических рисков. Вы консультируете американских инвесторов по вопросам политических рисков?<BR>- Мы стараемся увидеть политические перспективы и пытаемся понять, как это может отразиться на экономической ситуации. Консульство, например, помогает бизнесу понять, как решения в федеральной думе отразятся на инвестициях, какие настроения там. Мы стараемся выяснить последствия конкретных решений, фактов. Этим занимается торговая палата, ее представители консультируют членов палаты, помогают установить хорошие отношения с администрациями областей.<BR><BR>- На основе чего американский инвестор выбирает регион для инвестиций в России?<BR>- Я не знаю точно, но для инвестора очень важно заручиться поддержкой администрации области. В России уже есть регионы, которые это понимают, но есть и те, кто не понимают этого. Области конкурируют между собой, и это здорово для бизнеса. Это рынок. Инвестор - американский, германский, финляндский - будет искать стабильность.<BR><BR>- На Ваш взгляд, в чем преимущества Северо-Западного региона перед центральным?<BR>- Я прожил 6 лет в Москве. Это большой город, очень много инвестиций. Но инвестор, если это производитель, как Форд, Катерпиллар и так далее, ищет рабочую силу, хорошо образованную рабочую силу. Здесь ее можно найти, в центре - сложнее.<BR>Очень здорово, что в Петербурге появилась выставка инвестиций. Но было бы хорошо, если бы там можно было увидеть не только, как вы видите будущее, но и уже реализованные проекты, успехи. И губернатор, когда открывал выставку, признал, что идея американской торговой палаты показать, кто здесь уже работает, очень полезна.