БФПГ: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

26 июля 1999 года в 9.15 утра Chevrolet Павла Капыша, председателя совета директоров ЗАО "Балтийская финансово-промышленная группа" (БФПГ), был обстрелян из гранатомета и двух автоматов Калашникова. Через 1,5 часа Павел Капыш скончался в Покровской больни

<BR><BR>26 июля 1999 года в 9.15 утра Chevrolet Павла Капыша, председателя совета директоров ЗАО "Балтийская финансово-промышленная группа" (БФПГ), был обстрелян из гранатомета и двух автоматов Калашникова. Через 1,5 часа Павел Капыш скончался в Покровской больнице. Павел Капыш являлся "мозговым центром" группы. На него замыкались основные связи компании в бизнесе и среди чиновников. <BR><B>Павел Капыш был основателем и лидером БФПГ - так неформально группа называла более 40 предприятий, связанных между собой отношениями собственности. Объединяло </B><BR><B>их в группу то, что их интересы мог представлять именно Капыш, который нашел капитал </B><BR><B>для создания БФПГ благодаря связям в Минобороны, заключив несколько выгодных </B><BR>контрактов на поставку топлива и ГСМ. <BR><B>На нем было завязано 80% всех дел и проектов группы (покойный вообще характеризовался </B><BR><B>как трудоголик, довольствуясь сном по 5-6 часов и проводя в день более </B><BR>10 встреч). Совет директоров БФПГ объявил о вознаграждении в $1 млн за "изобличение и поимку заказчиков, организаторов и исполнителей" убийства. В прокуратуре сообщили, что сейчас проводятся следственные мероприятия. Представители компании сотрудничают с правоохранительными органами, но конкретных результатов нет. <BR>С убийством руководителя ЗАО "Балтийская финансово-промышленная группа" (БФПГ) Павла Капыша произошло неизбежное - группа начала терять положение на рынке. <BR>По крайней мере, политика постоянной экспансии, которую группа вела на рынке, себя исчерпала. <BR>Это обусловлено тем, что в деятельности БФПГ слишком большое значение имел "личный фактор" (на рынке имена БФПГ и Капыш были синонимами). <BR>Бизнес группы во многих случаях замыкался исключительно на договоренности и личные связи Павла Капыша, который предпочитал все важные вопросы решать сам. <BR>Этим, вероятно, можно объяснить падение роли БФПГ на таких "сложных" рынках, как переработка и оптовая торговля нефтепродуктами (группа была безоговорочным лидером на этих направлениях). <BR>В то же время группа сохраняет все виды бизнеса, технологически не зависящие от одного человека. <BR>Так, успешно ведет розничную торговлю нефтепродуктами входящее в группу АОЗТ "ТИК "Балт-Трейд" (эксплуатирует сеть одноименных АЗС) и другие компании, работающие на рынке Северо-Запада. <BR><BR>Что сейчас?<BR>Со дня убийства Павла Капыша прошло более 4 месяцев. Команда БФПГ пытается провести жесткую реструктуризацию бизнеса. <BR>Чтобы остаться на рынке, компания, в частности, предпринимает беспрецедентные для рынка российских нефтетрейдеров меры, которые подводят БФПГ к необходимости стать более прозрачной. <BR>На этой неделе БФПГ подаст документы на регистрацию в качестве открытого акционерного общества, после чего документы будут представлены в ФКЦБ на регистрацию проспекта эмиссии. С этим шагом группа связывает возможность привлечения средств для развития сети АЗС. <BR><BR><B>Империя в наследство</B><BR>Большинству БФПГ известна как крупный топливный оператор и нефтетрейдер. Однако топливо - не единственное направление бизнеса, которым занимается БФПГ. <BR>На Северо-Западе России компания имеет собственный консервный завод, ведет лов океанской и озерной рыбы, имеет собственный порт, владеет тремя колхозами, охотничьим хозяйством, разводит лошадей. Также компания имеет лицензию на осуществление авиаперевозок. <BR>Однако нефтепродукты можно считать основным направлением работы БФПГ. В лучшие времена суммарная месячная переработка нефти БФПГ достигала более 400.000 тонн. <BR>Сейчас она сильно сократилась, но, как уверяют в компании, при изменении конъюнктуры на рынке сырой нефти БФПГ опять готова заняться этим направлением. <BR>В целом БФПГ можно считать межотраслевым объединением. Компании принадлежат различные доли почти в 100 предприятиях. Только в Северо-Западном регионе на группу в лучшие времена работали свыше 3,5 тыс. сотрудников. На долю БФПГ приходилось около 60% оптового рынка нефтепродуктов Северо-Западного региона. <BR>Компания производит бункеровку судов в Петербургском, Мурманском и Калининградском портах, а также в некоторых портах Баренцева, Северного и Норвежского морей. <BR><BR><B>Политика</B><BR>Единственное заявление, которое позволила себе компания, было сделано председателем совета директоров БФПГ Виталием Рюзиным в ИД "Оперативное прикрытие. Формула безопасности", где в одной из фраз он сформулировал всю последующую политику оставшейся команды: "...Своей работой мы покажем, что, убив одного человека, нельзя остановить целую организацию..." <BR> Из прошлой жизни с собой был взят ориентир на динамичное развитие и агрессивную защиту собственных интересов. <BR>Компании пригодился опыт нескольких громких судебных процессов. Менеджерскими решениями после июля 1999 года стала жесткая централизация власти внутри БФПГ, концентрация всех компаний под единое управление, а не автономия, как это было раньше. Началось резкое сокращение персонала. <BR> Структура теперь строится не на основе хозяйственных связей, а по принципу жесткой подчиненности. Личные договоренности и отношения в ней уже не имеют, как при Павле Капыше, прежнего значения. <BR>Сегодня, по словам члена совета директоров БФПГ Сергея Иванова, не бросаясь на выгодные предложения, компания проводит через преддоговорную проверку всех предполагаемых партнеров.<BR>Основываясь на опыте крупных нефтяных компаний, БФПГ решила выбрать приоритетом сотрудничество с платежеспособными потребителями, что обеспечит своевременность поступлений от выручки реализации и относительно низкий уровень дебиторской задолженности. <BR>За последние месяцы БФПГ сократила судебным порядком накопившуюся за 2 последних года дебиторскую задолженность на сумму в $2 млн. Сейчас компания активно судится с десятками должников. <BR>Там, где не хватает денег, описывается имущество предприятий, используется институт судебных исполнителей. <BR>Свой полученный у банка "Зенит" первый и последний транш на строительство АЗС на сумму более чем $4,5 млн компания вернула и сейчас ведет переговоры с другими потенциальными кредиторами. <BR>Необходимо отметить и перестановки в совете директоров БФПГ. Из пяти участников нынешнего наблюдательного органа трое состоят в нем впервые. Однако все члены ранее работали в БФПГ. <BR><BR><B>Остаемся в городе </B><BR>Был разработан специальный план вхождения на розничный рынок. Компания объявила о строительстве нефтебазы в поселке Янино, строительство продолжается. Был создан парк автопоездов. Руководство БФПГ не скрывает, что своими действиями старалось обезопасить компанию от всевозможного влияния извне. Все эти меры, скупо откомментированные менеджерами БФПГ, похоже, и позволили компании удержаться на плаву. Даже несмотря на то, что за последние месяцы рентабельность продажи нефтепродуктов из-за скачков цен на сырую нефть упала: сначала с 40 до 20-25%, а теперь и до 10-11%. <BR>Закон рынка работает железно: если растет рентабельность нефтеэкспорта, то топливные компании не упускают возможность увеличить ее сбыт за границу. <BR>Следовательно, загрузка российских НПЗ хоть немного, но падает - никто не будет дотировать внутренний рынок.<BR>Чтобы сохранить бизнес, нефтетрейдерам приходится работать на уровне самоокупаемости, накинув небольшой процент на развитие предприятий.<BR> И, похоже, жонглирование именно этими, сугубо финансовыми, инструментами для новой команды оказалось более предпочтительным делом. "Нефтебизнес, - заявил в том же интервью Виталий Рюзин, - сродни биржевой игре: когда покупать нефть - в начале месяца или в конце? Поднимется плац или опустится? Успеешь закачать на завод или нет? Часто успех зависит не от работы нефтяников или заводчан, а от целого комплекса обстоятельств.<BR>Деньги - это инструмент, которым надо умело пользоваться, чтобы развивать свой бизнес". <BR><BR>Редакция "ДП" опросила ряд игроков топливного рынка с целью узнать, что думают они о работе БФПГ без Павла Капыша. <BR><BR>Вадим Глазков, <BR>генеральный директор ЗАО "Петербургская топливная компания": "Петербургский рынок, на котором работаем мы, никогда не был приоритетным для БФПГ. БФПГ в основном работает в Ленинградской области, в других регионах Северо-Запада, занимается переработкой нефти и оптовыми поставками. Мы не замечаем роста их активности в Петербурге в последние месяцы, после известных трагических событий. Но это не обязательно связано с потерей руководителя, даже такого яркого, каким был Павел Капыш. Сейчас ситуация, связанная с дефицитом нефтепродуктов, стабилизируется: постепенно сближаются цены на внутреннем и внешним рынках, происходит сезонное снижение потребления топлива".<BR><BR>Владимир Хильченко, <BR>президент компании "Фаэтон", рассказал: "Павла Капыша я знал очень хорошо и считал его сильной фигурой, обладавшей крепкими связями. Мне трудно судить, какие направления выберут для своего развития в БФПГ. Наблюдая со стороны, могу сказать, что наши компании стали реже пересекаться на рынке мелкооптовых продаж. На мой взгляд, компания находится в стадии сохранения достигнутого. Просто так сложно говорить, необходимо видеть цифры. В целом мне кажется, что компания стала более закрытой".