На нефтяном рынке Петербурга становится жарко

Петербургский рынок нефтепродуктов привлекает все большее внимание ведущих российских нефтяных компаний. В сферу их интересов входит не только лакомый кусок городского заказа, но и мелкие АЗС, обслуживающие частных клиентов.

<BR><BR>Петербургский рынок нефтепродуктов привлекает все большее внимание ведущих российских нефтяных компаний. В сферу их интересов входит не только лакомый кусок городского заказа, но и мелкие АЗС, обслуживающие частных клиентов.<BR>Для городских нужд в месяц необходимо примерно 100-120 тыс. тонн бензина и дизтоплива. Летом 1999 года администрация Петербурга заключила договор с нефтяной компанией "Сургутнефтегаз" о поставках топлива для городских нужд по отпускным заводским ценам. Нефтяники обязались поставлять ежемесячно 10 тыс. тонн мазута и 20 тыс. тонн светлых продуктов (Аи-92, Аи-76 и дизтоплива). В конце сентября администрация договорилась о двукратном увеличении поставок. По соглашению, все топливо будет получать одна уполномоченная компания. Примерно тогда же администрация подписала договор с "ЛУКойлом" о ежемесячном выделении Петербургу 30-40 тыс. тонн бензина. С подачи "Сургутнефтегаза" в Смольном решили, что "Петербургская топливная компания" (ПТК) должна быть единственным посредником между нефтяниками и остальными операторами топливного рынка города. Всего операторов в Петербурге 69, и примерно четыре-шесть работали с топливом, получаемым по договорам администрации с нефтяными компаниями. <BR><BR><B>Претенденты объявлены</B><BR>Значительную долю нефтепродуктов в Петербург поставляет "КИНЕФ" - нефтеперерабатывающий завод "Сургутнефтегаза". Его поставки достигают 30-40% от всего потребляемого топлива. В месяц "КИНЕФ" перерабатывает примерно1600 тыс. тонн нефти. Около 300 тыс. тонн идет на Северо-Запад России, 60% - на экспорт и в другие регионы. Загрузка завода - 99%, тогда как в среднем по стране НПЗ загружены на 50-60%. <BR>"ЛУКойл" отказался поставлять нефть на Мажейкяйский НПЗ, так как руководство Литвы не предоставило ему право участия в приватизации завода. Теперь у компании проблемы с лишней нефтью. <BR>"Сургутнефтегаз", даже несмотря на договор "ЛУКойла" с администрацией Петербурга о поставках топлива, не позволяет ему перерабатывать нефть на "КИНЕФе". Несмотря на это, по заявлению президента "ЛУКойла" Вагита Алекперова, поставки нефтепродуктов "ЛУКойла" в Петербург продолжатся. <BR>Специально для целевых поставок в Петербург загрузка Ухтинского НПЗ, принадлежащего "ЛУКойлу", возросла более чем в 2 раза. Прорабатывается возможность поставок с заводов: "НОРСИ" (Нижний Новгород) и Новополоцкого (Белоруссия). "ЛУКойл" планирует потеснить "Сургутнефтегаз" на петербургском рынке с помощью новых партнеров, но при этом значительные инвестиции в региональные проекты не планируются.<BR><BR><B>Монополисты не сдаются </B><BR>Топливный кризис показал: там, где топливный рынок опирался на значительное количество операторов, нехватка топлива остро не ощущалась. По мнению президента Российского топливного союза Сергея Борисова, нельзя отдавать рынок в руки одной топливной компании. Разнообразие сбытовых организаций, отсутствие монопольного подхода, здоровая конкуренция способны решить вопросы дефицита топлива и сдерживания роста цен. Но у министра топлива и энергетики России - прямо противоположная позиция. Он настаивает на сокращении числа операторов топливного рынка.<BR>В Петербурге тем временем наблюдается тенденция сокращения числа операторов розничного рынка. Последний рост цен на моторное топливо привел к уменьшению рентабельности небольших компаний, эксплуатирующих АЗС. С начала бензинового кризиса, в апреле 1999 года, с рынка уже вытеснены две мелкие компании, примерно 10-12 фирм находятся в критическом положении. Им предстоит либо продавать АЗС, либо перейти под контроль крупных операторов под договоры о франчайзинге. В последнее время поменяло собственника АО "Велиор", в распоряжении которого четыре АЗС. Сумма сделки - примерно $1,5 млн. <BR>"ЛУКойл" ведет переговоры с рядом компаний по приобретению их АЗС. Сокращается количество компаний, владеющих контейнерными АЗС, так как не всем им по карману провести реконструкцию заправок в соответствии с новыми требованиями по экологии и сервису.