00:0026 ноября 199900:00
46просмотров
00:0026 ноября 1999
zhelvitsky@delo.spb.ru
<BR><BR>zhelvitsky@delo.spb.ru<BR>В Петербурге, который занимает первое место в мире по числу олимпийских чемпионов, большинство спортивных сооружений имеет жалкий вид. Да и по их числу на душу населения Северная столица намного отстает от европейских стран. <BR>Распространено мнение, что вложения в их реконструкцию и строительство новых объектов для занятий спортом не окупаются. Однако подобные суждения не совсем соответствуют действительности. С каждым годом в Петербурге и окрестностях появляются новые объекты спорта и отдыха, свидетельствующие об обратном. <BR><BR><B>Спортивно-профсоюзная империя</B><BR>В Петербурге свыше 1000 спортивных сооружений. Наиболее крупной спортивной империей, владеющей бассейнами, стадионами, различными спортклубами, спорткомплексами и другими объектами, являются профсоюзы. <BR>Например, в ведении ФСО профсоюзов "Россия" находятся стадион "Зенит" около станции метро "Удельная", велотрек, гребные клубы ("Спартак", "Знамя", "Буревестник"), Центральный яхт-клуб, бассейны "Юность", "Спартак", клуб автомобилистов и многие другие спортсооружения. Кроме того, в арендуемых помещениях находятся 44 детские спортивные школы. <BR>По словам председателя ФСО профсоюзов "Россия" Леонида Шиянова, в структурах общества бесплатно занимаются около 17 тыс. детей. Правда, финансовую нагрузку родители все-таки имеют. Они оплачивают спортивный инвентарь и оборудование, а "Россия" взяла на себя содержание помещений и оплату труда тренеров.<BR>"Около 80% занимающихся спортом неплатежеспособны. Нельзя их выкинуть на улицу. Спорт должен быть доступен всем детям. Далеко не всегда удается сочетать интересы спорта и коммерции. Наша главная задача - сохранение профильности спортивных сооружений, а не получение прибыли. Однако по большинству наших сооружений мы выходим по нулям или имеем небольшую прибыль", - рассказал Леонид Шиянов.<BR><BR><B>Дело за инициативными</B><BR>В то же время Леонид Шиянов признал, что потенциал для зарабатывания денег на спортивной тематике еще не исчерпан. Развитие горнолыжных центров предопределено. Начался бум парусного спорта. Мини-футбол является экономически выгодным видом спорта для владельцев спортивных объектов. По-прежнему популярны восточные единоборства.<BR>Одним из препятствий развития спортиндустрии председатель ФСО "Россия" считает отсутствие городского законодательства о спорте. "Федеральный Закон о спорте существует. Он многое позволяет, но фактически не работает. Нужны дополнительные законы на уровне субъектов Федерации. Если нас освободят от местных налогов, то мы не будем просить государственные дотации, необходимые для занятия с детьми", - убежден Леонид Шиянов.<BR>По его мнению, проблема профессионализма и честности управляющих спортивными объектами не стоит на первом месте. Однако слишком много примеров, свидетельствующих, что это не так. <BR><BR><B>Деньги в чемоданах</B><BR>Нередки случаи, когда директора спортивных комплексов отказываются предоставить зал для занятий группам сотрудников компаний. Один из таких директоров однажды объяснил свою позицию: "Что мне их безналичка, когда ко мне деньги в чемоданах приносят". <BR>Другой пример. Руководство стадиона "Петровский" явно занизило стоимость билетов на матч "Зенит" - "Болонья". На этом заработали спекулянты, а доходы главной футбольной арены города оказались меньше, чем могли быть. При таких руководителях спортивные объекты обречены всегда работать без прибыли. Вернее, без официальной прибыли.<BR>Некоторые директора могут просто не знать и не думать об имеющихся неиспользуемых источниках получения денег.<BR>"Никогда не слышал, что на спорте кто-то зарабатывал. Можно сводить только концы с концами, но не получать прибыль. У нас полгода дворец пустует. А за остальные полгода окупаем годовые эксплуатационные расходы. Ничего изменить нельзя", - непреклонен генеральный директор Дворца спортивных игр "Зенит" Вадим Воробьев.<BR> Как правило, можно изменить очень многое. Например, детская футбольная школа "Зенит", которая является основным арендатором дворца, воспитывает спортсменов, которые играют в высшей лиге российского чемпионата. За них клубы выплачивают приличные, по российским меркам, деньги, но в центр подготовки этих футболистов попадают крохи. Если распределение денег изменить в пользу футбольной школы, то и Дворец спорта смог бы поправить свое финансовое положение. <BR>Вероятно, имеются и другие способы пополнения бюджета Дворца спортивных игр. <BR><BR><B>Вложения в строительство</B><BR>Возможно, и строящийся Ледовый дворец мог бы окупиться. Сомнения возникают из-за того, что смета его строительства, скорее всего, завышена. Настораживает также, что распоряжаться объектом будут чиновники. <BR>Исполнительный директор Фонда инвалидов спорта "Эдельвейс" Андрей Юшин говорит, что почти любое существующее спортивное сооружение может приносить хорошую прибыль. Однако вкладывать в строительство новых объектов еще рано. Для этого еще не созрели экономические условия. <BR>Генеральный директор спортивного клуба "Молния" Борис Степанов не совсем согласен с этой точкой зрения. Он считает, что услуги спортивных клубов востребованы. Поэтому строительство нового объекта может окупиться. Другое дело, что во многих случаях экономически обосновано в первую очередь привести в порядок уже построенные спортивные комплексы. <BR><BR><B>Доходные дети</B><BR>"Люди, говорящие, что на детях нельзя зарабатывать деньги, лукавят. Разбогатеть нельзя, но зарабатывать можно. Мы как раз делаем упор на детский спорт. У него есть хорошее качество, необходимое для успешной коммерческой деятельности. Это - массовость. Кроме того, при предоставлении услуг подрастающему поколению государство гарантирует налоговые льготы: не нужно платить НДС и налог с продаж. У нас проблема другого плана. "Молния" заработала славу бандитского заведения еще до того, как у него более года назад сменился собственник. Поэтому, несмотря на хорошие традиции клуба, сложно набирать детей в спортивные секции. Со временем все изменится", - оптимистичен Борис Степанов.<BR><BR><B>Миф о безденежье</B><BR>Пока определенная часть спортивных функционеров жалуется на неблагоприятные условия, в городе и его окрестностях коммерческие предприятия реконструируют и строят спортивные сооружения. За 3-4 года только в развитие горнолыжных центров вложено $4-5 млн. И конца этому процессу еще не видно. Знаменательно, что вкладываются в строительство спортивно-досуговых центров компании, которые прежде занимались исключительно торговлей спортивным оборудованием и экипировкой. <BR>Например, эксклюзивный дистрибьютор компании Adidas в Северо-Западном регионе и Краснодарском крае - петербургская фирма "Т.А.К.Т." инвестировала в горнолыжный центр "Орлиная гора" уже $700 тыс. <BR>"Разговоры о том, что в Петербурге нет денег для занятия спортом, безосновательны. По данным компании Gallup SPb, годовой объем рынка спортивной одежды и инвентаря составляет около $150 млн. В ГИБДД зарегистрирован 1 млн авто-мобилей. Эту информацию можно не комментировать. Главная проблема торможения развития спортивной индустрии - отсутствие элементарной культуры. Ведь иногда нужно просто создать элементарные условия для обслуживания клиентов - и клиент никуда не уйдет", - говорит генеральный директор компании "Т.А.К.Т" Павел Бондаренко. <BR><BR>Возрождение "Кавголовской лыжни" <BR>Противоречие между интересами спорта и коммерцией в фирме "Т.А.К.Т" не признают. Большой спорт должен принести центру известность. Кроме того, существуют планы получать деньги от проведения крупных соревнований. <BR>Поэтому рядом с центром "Орлиная гора" строятся лыжный стадион и трасса, на которой уже в феврале следующего года можно будет провести серию лыжных гонок "Токсовская лыжня". В дальнейшем планируется создать условия для возрождения этапа кубка мира "Кавголовская лыжня". Он не проводился в Петербурге уже несколько лет. <BR>Старая трасса и стадион, принадлежащие военным, уже не могут претендовать на проведение соревнований мирового уровня. <BR><BR><B>Строить и строить</B><BR>По словам председателя совета директоров фирмы Tatrapoma Иозефа Дебре, в Словакии с населением в 5 млн человек - 600 подъемников. В Ленинградской области фирма установила только 10. Прочие работающие подъемники настолько морально и физически устарели, что в европейских странах их давно запретили, так как они не соответствуют требованиям безопасности. Каждый подъемник для горнолыжников стоит $50-60 тыс. <BR>Примерно такая же разница по количеству хоккейных площадок между Петербургом и аналогичной по численности населения соседней Финляндией. <BR>Не хватает залов для игры в мини-футбол. <BR>Объектов для инвестиций много, но многие владельцы капиталов даже не подозревают об их наличии. Слишком мало информации о возможностях вложений в массовый спорт. <BR>"При строительстве спортивного центра нужен комплексный подход. Просто поставить подъемник для горнолыжников недостаточно. Нужен целый комплекс услуг. Например, баня, ресторан, бильярд. Летом должны практиковаться другие виды спорта и отдыха - горные велосипеды, футбол, рыбалка, купание в озере", - объяснил принцип организации новых объектов для отдыха и занятия спортом Павел Бондаренко.