Новые торговые центры - это хорошо забытые старые

Шарль Жоа, президент европейского отделения Международной ассоциации торговых центров ICSC - Europe: "Торговые центры - это то,с чем в России давно знакомы. На Невском проспекте два из них стоят друг напротив друга - "Пассаж" и "Гостиный двор".

<BR>Шарль Жоа, президент европейского отделения Международной ассоциации торговых центров ICSC - Europe: "Торговые центры - это то,с чем в России давно знакомы. На Невском проспекте два из них стоят друг напротив друга - "Пассаж" и "Гостиный двор". <BR>Первые торговые центры появились тысячелетия назад, только назывались они по-другому, например базарами. <BR>Первым торговым центром в современном смысле этого слова считается маркет в Канзас-Сити (США), построенный в 1922 году.<BR>Он размещался в деловом районе, был специально спроектирован для организации различных видов торговли (супермаркет, аптека, почта), имел большую парковку, а также единый менеджмент. Изначально торговые центры возникали исключительно в местах исторической застройки - как правило, это были реконструируемые здания и даже целые кварталы. Затраты на их создание очень высоки. С середины 40-х (и послевоенного падения покупательной способности населения) появляются первые маркеты под открытым небом на окраинах городов: для застройщиков главным было создать максимум торговых площадей при минимуме вложений, а для торговцев - минимальные цены на аренду. В середине 50-х появился первый закрытый торговый центр на окраине, он был создан по "принципу обувной коробки" - двухуровневое здание, на разных этажах которого размещалась торговля различного профиля. Маркеты начинают проектировать изначально готовыми к расширению: как правило, через несколько лет после возведения главного здания оно обретает дополнительные этажи и пристройки. В 70-е переосмысливается концепция торгового центра: он перестает быть только местом торговли и становится местом отдыха и работы. Появляются мегамаркеты - рядом с магазинами и кафе возникают центры досуга, отели, бассейны и аквапарки. С ними соседствуют бизнес-центры, отделения банков, страховых и туристических компаний. Строятся специализированные центры развлечений - с кинокомплексами, казино, аттракционами и т.д. (известнейший пример - Disney World). Позже возникает понятие "гипермаркет" - значительные территории (крупнейший из них - в Австралии, имеет площадь в 5 млн м2 (!)), включающие торговые и деловые площади различного назначения - оптовые и розничные рынки (в том числе и под открытым небом), центры досуга, деловые здания, школы, музеи и даже церкви. <BR>Цель девелоперов - предоставить потребителю возможность потратить деньги, предназначенные на разные цели, в одном месте. Общее во всех торговых центрах (только в США их 43.600), пожалуй, только одно: вышеуказанная идеология (каждый, естественно, создается на основе собственной оригинальной концепции) и большая парковка. <BR>В разных странах по-разному подходят к решению дилеммы, где строить - в центре или на окраине. В Германии, например, разрешают строить маркеты только в деловых кварталах, в Италии и Испании - только в пригородах. По мнению Пола Молли, управляющего директора британской архитектурной компании DI Design (проектирует маркеты в США, Канаде, Азии), в мире должно возрасти количество торговых центров под открытым небом. Правда, в тех странах и регионах, где позволяет климат. (А.Гр.)