Ненужную фирму проще бросить, чем ликвидировать

Из нескольких десятков организаций различных форм собственности, которые ежедневно регистрирует Регистрационная палата Петербурга, лишь небольшая часть будет действовать больше года. Остальные окажутся брошенными: их руководители прекращают сдавать отчеты

<BR><BR>Из нескольких десятков организаций различных форм собственности, которые ежедневно регистрирует Регистрационная палата Петербурга, лишь небольшая часть будет действовать больше года. Остальные окажутся брошенными: их руководители прекращают сдавать отчеты в налоговые органы. <BR>Бросать собственность, казалось бы, глупо. Ведь существует вполне законный метод прекращения деятельности организации, а именно - ее ликвидация по решению суда или учредителей. Но на практике организации чаще бросают или продают, чем ликвидируют.<BR><BR><B>Ликвидация по правилам</B><BR>О ликвидации юридического лица лаконично, но вполне ясно и определенно сказано в статьях 61, 62, 63, 64, 65 Гражданского кодекса. На практике же эта лаконичность оборачивается годом, а то и более хождений по инстанциям. <BR>Далеко не все предприниматели знают о том, как и в какой последовательности осуществляется официальное закрытие организации. А делается это следующим образом.<BR>Сначала необходимо составить уведомление в Регистрационную палату Петербурга о решении учредителей ликвидировать юридическое лицо и о составе ликвидационной комиссии. Данное заявление, решение учредителей и другие документы подаются в палату и там находятся почти месяц. Через месяц, если повезет и в документах нет ошибок, получаете решение о том, что ваша организация находится в стадии ликвидации. <BR>Только после этого, в соответствии с Гражданским кодексом, необходимо подать объявление в газету. В нем следует указать адрес, по которому могут обращаться кредиторы и дебиторы ликвидируемого юридического лица. <BR>Через 2 месяца после опубликования объявления руководители предприятия могут обратиться в налоговую инспекцию с просьбой провести проверку в связи с ликвидацией. Проверка в налоговой инспекции сразу не назначается. В лучшем случае организацию включат в план проверок через месяц, а в худшем - через квартал. <BR>Налоговая проверка обычно проводится в течение месяца, но может длиться и дольше. Наконец получен акт проверки, и при этом за юридическим лицом не числятся неуплаченные налоги, пени, штрафы, нет дебиторов и кредиторов. <BR>После проверки ликвидационная комиссия составляет и утверждает промежуточный ликвидационный баланс. Чтобы сократить время, после получения первого решения из Регистрационной палаты сразу можно пытаться начать проводить проверки в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Медицинском фонде, Фонде занятости и по подоходному налогу. Итак, нужно быть готовым к тому, что на первый этап у вас уйдет от 5 до 8 месяцев, а то и больше.<BR>Но это еще не все.<BR><BR>Продолжение следует...<BR>Второй этап начнется с подачи промежуточного ликвидационного баланса в Регистрационную палату. Только через месяц можно получить решение о согласовании промежуточного ликвидационного баланса. На основании этого организация закрывает счета в банках, ликвидирует через специальные органы свою печать и сдает документы юридического лица в архив. <BR>С последним придется потрудиться, и возможно, директору повезет. Дело в том, что в Петербурге нет архива, который берет на хранение документы коммерческих структур. <BR>Еще в бытность мэром Анатолия Собчака было вынесено решение о создании такого архива. Срок хранения некоторых документов, особенно тех, которые касаются заработной платы, составляет 100 лет. Но такого архива нет до сих пор. Возможно, и потому, что только считанные единицы доходят до данной стадии ликвидации своей организации. <BR>Возможный выход из этой ситуации следующий: можно составить акт приема-передачи документов на хранение с любой фирмой. Но будет ли эта фирма существовать 100 лет?<BR>Итак, второй этап завершен. По времени можно уложиться в 1,5-2 месяца.<BR><BR>Третий тур "марлезонского балета"<BR>Третий, заключительный этап начинается с подачи пакета документов в Регистрационную палату. <BR>В этом пакете должны быть: акты из налоговой инспекции и внебюджетных фондов о проверках и отсутствии задолженности по налогам, справки из банков о закрытии счетов, справка о ликвидации печати, акт приема-передачи документов на хранение и ликвидационный баланс. Через месяц Регистрационная палата выдает решение о том, что ликвидируемая организация вычеркнута из государственного реестра. <BR>После этого необходимо разослать во все органы, где организация состояла на учете, копию этого решения. И только тогда вы можете считать, что ваше предприятие прошло полностью ликвидацию. На последний этап уйдет около месяца.<BR>А на все этапы, как правило, уходит не менее года.<BR><BR><B>Суд решил</B><BR>Арбитражный суд завален исками налоговой инспекции о ликвидации организаций. Но даже решение суда о ликвидации не избавляет учредителей от прохождения всей процедуры закрытия. <BR>Во всех цивилизованных странах отработавшие предприятия проходят через процедуру официального закрытия. И это обстоятельство связано с двумя основными факторами. <BR>Во-первых, там осуществляется более жесткий контроль за регулярной сдачей фирмами отчетности и предусмотрены штрафные санкции за нарушение этого порядка. <BR>Вторая (и основная) причина кроется в том, что российским учредителям проще бросить предприятие или продать его другому лицу, чем проходить более года через процедуру ликвидации. <BR>К сожалению, Налоговый кодекс не добавил ничего нового к Гражданскому кодексу о порядке ликвидации организаций. И до тех пор пока этот порядок не будет изменен, отечественные предприниматели не будут цивилизованно прекращать деятельность своих организаций.