Гостиничный бизнес Петербурга: без туристов не подняться

Прошло 5 лет с тех пор, как администрация Петербурга приняла первую программу развития гостиничной сети. На смену ей приходили новые программы и концепции. С тех пор начала строиться только одна гостиница. Инвесторы и статистика говорят о том, что, перед

<BR><BR>Прошло 5 лет с тех пор, как администрация Петербурга приняла первую программу развития гостиничной сети. На смену ей приходили новые программы и концепции. С тех пор начала строиться только одна гостиница. Инвесторы и статистика говорят о том, что, перед тем как строить новые отели, городу имеет смысл навести порядок с тем гостиничным фондом, который уже существует. <BR>В настоящее время гостинич ный комплекс Петербурга включает в себя более 100 объектов различных категорий на 27 тысяч мест. Однако большая часть этих гостиниц - мелкие, к более или менее заметным можно отнести 30 гостиниц - на их долю приходится 55% общего количества гостиничных мест в городе. К крупным гостиницам среднего уровня относятся четыре отеля: "Прибалтийская", "Пулковская", "Москва" и "Санкт-Петербург". Среднегодовая загрузка отелей, относящихся к среднему классу, в 1998 году составила 44,7% (у трех городских гостиниц высокого класса заполняемость составляет 60%). <BR>По оценкам Комитета по внешним связям администрации Петербурга, в связи с кризисом среднегодовая загрузка отелей в 1998 году снизилась примерно на 2%. Международные эксперты тем не менее прогнозируют, что ежегодное увеличение спроса на места в гостиницах первого класса составит 9,5%, в гостиницах среднего класса - 9%, в гостиницах низкого тарифа - 9%. Согласно прогнозам, доминирующей категорией станут именно гостиницы среднего класса. До 2008 года, таким образом, общее число гостиничных мест должно быть увеличено в 2 раза. <BR><BR><B>Нужен класс</B><BR>Большинство туроператоров и власти города говорят о том, что Петербург испытывает недостаток в гостиницах среднего уровня. Но при этом инвесторы пока не спешат строить гостиницы трехзвездного уровня. Те немногочисленные проекты, которые начали или вот-вот начнут реализовываться, ориентированы как минимум на четыре звезды. Цифры статистики показывают, что гостиницы высокого класса сейчас востребованы больше, чем среднего уровня. <BR>По данным Комитета по внешним связям, из гостиниц среднего уровня самый высокий показатель заполняемости у "Москвы" и "Советской" - 57%, у "Пулковской" он составляет 50%, у "Прибалтийской" - 39%. Для сравнения: у Гранд-отеля "Европа" этот показатель составляет 67%, у "Невского Паласа" - 63%. <BR>На самом деле востребованы в городе не гостиницы среднего класса, а гостиницы с нормальным сервисом. За рубежом и в Петербурге стандарты разные: часто наша гостиница среднего уровня для большинства европейцев - низкий класс, и они предпочитают переплатить, но жить в привычных условиях, без тараканов и недружелюбных бритоголовых людей в коридорах.<BR><BR><B>Старая песня</B><BR>Первой городской программой развития гостиничной сети постсоветского периода можно считать Распоряжение мэра Петербурга Анатолия Собчака от 20.09.94 №954-р. В этом документе был утвержден перечень зданий и участков застройки "первого этапа адресной программы развития инфраструктуры гостиничного бизнеса в Петербурге". <BR>Всего в список вошли 18 зданий и 9 земельных участков, среди них - дома на Большой Конюшенной улице, Большом проспекте П.С., улице Восстания, 2-й линии В.О., Конюшенной площади, Невском проспекте и других центральных улицах, под застройку отводились участки в Гавани, рядом с "Ленэкспо", на Ржевке-Пороховых, других районах. Через 7 месяцев список пополнился. Распоряжением мэра №592-р от 28.05.96 в адресную программу развития инфраструктуры гостиничного бизнеса включены еще 26 объектов, подлежащих реконструкции под гостиницы (тоже в центре города), и 18 земельных участков. Ни по одному из указанных адресов строительство так и не было начато. <BR>Владимир Яковлев, новый руководитель города, также не мог остаться в стороне от процесса - 2 апреля 1998 года выходит Распоряжение губернатора №298-р "О создании сети гостиниц в Петербурге". С подачи "Фонда развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона" документ признавал необходимым создать открытое акционерное общество со 100% акций, находящихся в собственности города (впоследствии получившее название "Петербургские отели" общество зарегистрировано в декабре 1998 года). <BR>На компанию возлагались задачи по проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации гостиничных комплексов. "Петербургским отелям" было передано четыре здания - на проспекте Римского-Корсакова, 7, Большом проспекте, 37, Владимирском проспекте, 19, и Фурштатской улице, 60. <BR>Как сообщил заместитель генерального директор ОАО "Петербургские отели" Андрей Шарапов, на одно здание - на Фурштатской, 60, инвестор уже найден, и вскоре с ним должно состояться подписание договора. <BR>Подготовлен к инвестициям и дом на Владимирском проспекте. Андрей Шарапов сказал, что проведена его "правовая очистка" и собраны все необходимые согласования. <BR>С двумя другими домами ситуация сложнее. "Дом на проспекте Римского-Корсакова оказался не слишком приспособлен для реконструкции под гостиницу - потребуются большие затраты. Мы сейчас думаем, что с ним делать", - говорит Андрей Шарапов. <BR><BR><B>Пока один</B><BR>За последние несколько лет в городе начал строиться пока только один отель - на Невском, 49. <BR>Его строительство ведет ЗАО "Корпорация "Отель", оно же станет в будущем его владельцем. В состав учредителей ЗАО входят "Инвестиционный фонд США-Россия", турецкая компания Ucgen ("Учхен"), бельгийская компания Radisson SAS и ЗАО "Москва-Америка". <BR>Объемы инвестиций в строительство составят $29 млн. Работы были начаты в апреле, а завершение их планируется через год. Новая гостиница будет рассчитана на 168 номеров. Генеральный директор ЗАО "Москва-Америка" Николай Чирков сообщает, что гостинице будет присвоен четрехзвездный уровень, а по ценам номера будут примерно на том же уровне, что и в "Невском Паласе" и "Европе".<BR>Еще одним более или менее реальным проектом можно считать строительство гостиницы на площади Островского, 2а. ЗАО "Ренессанс", учредителем которого является шотландская компания Morrison Construction Group, уже получило земельный участок под строительство в парке Аничкова дворца и уже перечислило городу за него $3 млн, так что отступать ему теперь поздно. <BR>Обещают наконец достроить и гостиницу "Северная Корона" на набережной реки Карповки, строительство которой ведется уже 12-й год. По крайней мере, если в 1999 году о ней даже не заикались, то сейчас о том, что она начнет работать в 2000 году, и органы власти города, и специалисты рынка говорят как о свершившемся факте. <BR>Лия Лучникова, начальник отдела по связям с общественностью и рекламы банка "Санкт-Петербург", который владеет "Короной", сообщила, что планируется завершить работы в апреле. Банк вложил в пятизвездный отель уже около $50 млн, а для завершения работ требуется еще около $10 млн. "Мы ищем инвестора, но, если не найдем его, достроим сами, - сообщила Лия Лучникова. - В августе 1998 года мы уже нашли инвестора и подписали с ним инвестиционный договор - это была Российско-американская фирма. Но, после того как разразился кризис, договор аннулировали". <BR>Недавно ОАО "ТВЭЛ-Инвест" заявило о планах реконструкции двух зданий под гостиницы в соседнем с "Невским Паласом" доме №55 на Невском проспекте и в сгоревшем Доме писателя на Шпалерной, 18. Здание на Невском, 55, стоит уже несколько лет пустым: после строительства подземного гаража в соседнем отеле "Невский Палас" оно начало давать просадку и его пришлось расселить. <BR>По словам Константина Батагова, генерального директора компании "ТВЭЛ-Инвест" (компании - учредителя фирмы "Эрмитаж", владеющей 39%-ным пакетом акций "Невского Паласа"), в результате реконструкции по соседству с "Невским Паласом" появится гостиница трехзвездного уровня на 184 номера общей площадью 12,9 тыс. м2. Объем инвестиций в проект составит $30 млн. <BR>Особняк на Шпалерной, 18 (несколько лет назад сгоревший Ленинградский Дом писателя), потребует значительно больших средств: там интерьеры дома, согласно требованиям КГИОП, подлежат восстановлению. Поэтому, как сообщил Константин Батагов, для того, чтобы затраты на реконструкцию окупились, там планируется устроить пятизвездную гостиницу на 45 номеров. Впрочем, пока в ГУ "Управление инвестиций" корреспонденту "ДП" сообщили, что инвестор не предоставил всех необходимых документов, а потому о сроках ИТК говорить пока рано. <BR><BR><B>У инвесторов сомнения</B><BR>Единственной компанией, занимающейся инвестициями в жилищное строительство, которая намерена в ближайшее время приступить к реализации проекта, связанного с гостиничным бизнесом, является ЗАО "ЛенСпецСМУ". На Корабельной улице на Васильевском острове дочерняя компания "ЛенСпецСМУ" - ЗАО "СПб МФТЦ" уже начало работы по строительству комплекса "Морской фасад" общей площадью 282.000 м2 - последней очередью этого проекта, который намечено завершить в 2004 году, станет гостиница для длительного проживания на 150-170 мест. Общая стоимость проекта "Морской фасад" - $78 млн.<BR>Другие крупные инвесторы, занимающиеся жилищным строительством, не спешат вкладывать деньги в гостиницы города. "Мы, наверное, еще не доросли до этого, - говорит Александр Макаров, генеральный директор ОАО "РОССТРО", центральной компании инвестиционно-строительной финансово-промышленной группы "РОССТРО", - это слишком специфический бизнес. Получается такая проблема - мы знаем, как привлечь инвестиции, но не знаем, как получать прибыль от гостиничного комплекса, а специалисты гостиничного бизнеса умеют управлять, но не знают, как привлечь инвестиции. Вместе пока мы не сходились". <BR>Генеральный директор ОАО "Петербургстрой" Виталий Вотолевский сообщил: "Мы имеем опыт работы с гостиницами (в холдинг "Петербургстрой" входит гостиница "Прин". - В.Г.), но в ближайшее время строить их не планируем. Для этого требуются очень большие капитальные вложения, которые вернуть быстро не удастся. По пятизвездным гостиницам инвестиции окупаются не раньше 13-15 лет, чтобы там ни говорили инициаторы различных проектов, по трехзвездным - через 8 лет. Городу бы разобраться с тем гостиничным фондом, который у него есть сейчас, - довести его до нормального уровня". <BR><BR><B>Мытьем и катаньем</B><BR>Город разбирается со своим фондом как может. Недавно было принято решение о повышении качества уже существующих гостиниц. Как сообщил главный специалист отдела развития и поддержки инфраструктуры размещения и услуг Комитета по внешним связям Виктор Овсянников, в скором времени планируется увеличить классность трех гостиниц среднего тарифа - "Пулковской", "Прибалтийской" и "Москвы". <BR>"Мы ведем сейчас переговоры с несколькими туроператорами с мировым именем о том, чтобы они взяли в управление эти гостиницы", - сообщил Виктор Овсянников. Пока же администрация Петербурга пытается заставить работать более эффективно нынешних менеджеров - с этой целью летом был снят с должности генеральный директор гостиницы "Пулковская" Иван Куськин. <BR><BR><B>Причины и следствия</B><BR>Вполне возможно, что причину неудач гостиничного бизнеса город ищет не там, где ее надо искать: улучшение инвестиционного климата и привлечение инвесторов - направление верное, но, быть может, не самое главное. Усилия следует сосредоточить на создании положительного имиджа города на внешнем рынке и на привлечении в Петербург туристов. В работу по созданию такого имиджа входит и приведение уже существующих гостиниц в нормальное состояние, о чем говорилось выше, и информационные акции, и так далее. По крайней мере, опыт Черноморского побережья России сейчас свидетельствует именно о том, что гостиничный комплекс начнет бурно развиваться тогда, когда в нем возникнет действительная потребность. <BR>После кризиса 1998 года многие россияне, привыкшие к отелям Турции и Испании, вынуждены были переместить свои интересы на черноморские курорты бывшего СССР. В результате сейчас в том же Сочи можно видеть бурно ведущееся строительство небольших частных отелей. <BR>Петербург - не Сочи, в центре города получить участок под застройку семейного отеля на 5-10 номеров сложно и дорого. Здесь как раз и требуется городу выстроить правильную инвестиционную политику. <BR>Но главный принцип бизнеса остается в силе и в Петербурге, и в Сочи, и в Африке - спрос рождает предложение.