Петербург конца ХХ века - стиля нет, а город есть

Красоту и неповторимость Петербургу придают старинные здания в историческом центре.

<BR><BR>Красоту и неповторимость Петербургу придают старинные здания в историческом центре. <BR>Некоего неповторимого петербургского архитектурного стиля в принципе не существовало, хотя бы потому, что столицу империи застраивали не только российские архитекторы, но и итальянцы, французы, немцы, работавшие в традициях классицизма, барокко, модерна и т.д. Из невероятного смешения школ, стилей, концепций и - главное - огромных денег выросла неповторимая Северная Пальмира. Сегодня Петербург застраивают исключительно петербургские архитекторы. <BR>Если московские новостройки уже прозвали "вопиющей эклектикой" и "архитектурой в кепке", то петербургские новинки вызывают значительно меньше эмоций. <BR>Возможно, есть иные темы для обсуждения, или на новые здания просто не обращают внимания. Или совсем просто - в петербургские дома инвесторы вкладывают мизерные по сравнению со столицей деньги.<BR>Споры об архитектуре рискуют вечно оставаться на уровне "нравится - не нравится". И здесь глас народа далеко не всегда представляет собой глас Божий: ведь и Эйфелеву башню, ныне ставшую символом Парижа, тоже когда-то проклинали великие люди Франции. <BR><BR>Ad Profundis<BR>За десятилетия социализма люди привыкли жить, как 40 разбойников в пещере Сим-Сим: снаружи грязные подъезды и обшарпанные стены, внутри - ухоженная квартира. В результате, когда в начале 90-х годов у покупателей квартир появилась возможность диктовать свои вкусы строителям, выяснилось, что их эстетические пристрастия и пристрастия советского государства практически идентичны. Даже предметное знакомство многих петербуржцев с зарубежной архитектурой мало повлияло на эти пристрастия. Большинство потенциальных покупателей жилья сегодня имеет низкую платежеспособность и не в состоянии оплатить улучшение внешнего вида своего будущего дома. <BR>Массовое жилье сегодня превалирует в городе и немногие необычные постройки буквально наперечет. Большинство типовых жилых домов, формирующих облик петербургской новостройки, было возведено 10-20 лет назад, после этого объемы строительства резко упали - соответственно, многие спальные районы десятилетия не претерпевают изменений. Но вкусы за это время явно изменились - то, что казалось революционным и потрясающим 30 лет назад, сегодня может вызвать раздражение.<BR>Александр Петров, член правления Санкт-Петербургского союза дизайнеров (обладатель Гран-при конкурса в Нагое (Япония) за дизайн городской среды), размышляет: "Сегодня строятся исключительно функциональные вещи. Муниципальное жилье у нас невысокого уровня, как и во многих европейских странах. Может быть, похуже качеством. Но только у нас гигантские массивы жилья производят впечатление крольчатников". <BR>Анна Шароградская, директор петербургского филиала Национального института прессы: "Обезличенные монотонные здания вызывают уныние. Один из кошмаров, который мне снится, - что я живу в таком районе. Монотонность и обезличенность - нечто характерное для архитектуры всего бывшего СССР и стран бывшего соцлагеря. Даже американские трущобы живописны из-за разноцветных граффити". <BR><BR><B>Спрос</B><BR>Сегодня в Петербурге практически отсутствует массовый спрос на неординарные жилые дома (об элитном строительстве здесь речь не идет). В лучшем случае покупатели нового жилья интересуются наличием детской площадки и парковки. Михаилу Рыжикову, генеральному директору ООО "Агентство недвижимости "Ваш Дом", не нравится "предельная упрощенность жилых домов". Он говорит: "Безликая коробка не приносит никакого эстетического удовлетворения. Только в последние годы появились какие-то интересные крыши, эркеры, выступы. В то же время покупатели квартир в новых районах на это внимания практически не обращают: ведь все дома одинаковы. Клиенты смотрят на состояние подъезда, на планировку. Но в первую очередь - на цену".<BR>Лев Каплан, директор Петербургского союза строительных компаний "Союзпетрострой", не согласен с этим: "Все отказались от типовых решений: никто не покупает серятину. Отчаявшись получить от архитекторов что-то хорошее, наши строительные компании создают свои мастерские. Современный стиль предполагает разнообразие архитектурных решений плюс современные материалы, конструкции, дизайн и отделка".<BR>Эдуард Тышерский, заместитель руководителя 16-й архитектурной мастерской ОАО "ЛенНИИпроект" (лауреат Государственной премии России по архитектуре за 1998 год), говорит: "Архитектура - искусство королей. Это очень дорогое удовольствие, где все зависит от количества вкладываемых денег. Все диктует заказчик: закажет дворец - будет дворец, закажет барак - будет барак". <BR><BR>Экономика должна...<BR>Начиная с 30-х годов идет титаническая борьба архитекторов и строителей за экономию и снижение себестоимости 1 м2. Жилой дом должен быть удобным, функциональным и максимально дешевым. Лишняя деталь наружного декора - лишние деньги. Жанна Стафеева, заместитель директора по развитию ЗАО "Вымпел+" (комплектация строящихся объектов строительными и отделочными материалами): "Покупателей стройматериалов в первую очередь интересует цена и лишь в последнюю очередь - какие-то товары, которые можно использовать для придания домам красоты".<BR>Негативную роль сыграла технологическая отсталость советского строительного комплекса: иностранные разработки были недоступны, соответственно не применялись современные материалы, позволяющие использовать неординарные архитектурные решения и улучшающие потребительские характеристики зданий. Свою роль сыграли и жесткие нормы и правила (СНиПы) в области жилищного строительства, требующие придания квартирам конкретных технических характеристик, но в то же время умеряющие фантазию архитектора. Невозможно представить, например, круглую комнату в жилом доме, построенном в советское время, - проект не прошел бы по прозаической причине: мебельная промышленность оказалась бы к этому не готова (единственный советский круглый дом был построен в Москве). Есть и чисто петербургские особенности: например, московские "башни" в Петербурге строить очень сложно, здесь плохие грунты. В Петербурге мало возвышенностей, и, соответственно, нет возможности вести разноуровневое строительство - схожие дома, например, в Минске, стоящие на горочках и в низиночках, выглядят намного симпатичней. <BR>Многие жилые кварталы, стоящие в Петербурге, оказались вообще без фасадных домов - зданий, выходящих на магистрали. Именно они должны были придавать кварталам своеобразие. В эпоху госзаказа строить их было невыгодно. <BR>Вячеслав Ермолаев, директор отделения "Новое строительство" ООО "Агентство недвижимости "Итака": "Современного петербургского стиля нет. И сегодня строятся дома по проектам, которые разрабатывались 10-15 лет назад. Они несут явный отпечаток типового жилья - сплошные гладкие стены. Конечно, есть красивые дома в центре - но это лишь поддержание сформировавшегося ранее стиля. Только сейчас появляются какие-то намеки на свое архитектурное лицо".<BR>Эдуард Тышерский: "Вид дома во многом зависит от качества строительства. Я видел наши "корабли" (дома 600-й серии, разработанные в 18-й мастерской АО "ЛенНИИпроект". - А.Гр.), построенные в Венгрии. Там они выглядят значительно более выигрышно - только из-за того, что выше качество отделочных работ". <BR>Борис Суровцев, первый вице-президент ОАО "Строительная корпорация Санкт-Петербурга", убежден, что неповторимый петербургский стиль существует: "Я бы не решился сказать, что он шикарный. Но петербургские кварталы массового строительства я бы легко отличил и от московских, и от екатеринбургских. Можно спорить, хороши они или плохи. Здесь многое определялось не талантом наших проектировщиков, а временем, в котором им приходилось творить, - была социальная задача построить простенькое жилье, которое давалось бесплатно. Но даже в тех условиях - лет 15 назад - была создана 137-я серия". Квартиры в домах 137-й серии до сих пор популярны у покупателей жилья на вторичном рынке, сейчас она модернизируется - в ближайшее время должно начаться строительство дома, который в околостроительных кругах уже прозвали "супер-137". <BR><BR><B>Топология</B><BR>Иногда изюминку жилому дому придает одна, но удачно подобранная деталь. Например, облицовка - благодаря этому широко известен "синий дом" у отеля "Санкт-Петербург". Вспоминая наиболее удачные и красивые здания, построенные за последние годы, опрошенные специалисты и неспециалисты перечисляли буквально 5-6 адресов, одни и те же фамилии архитекторов и названия девелоперских и строительных компаний. Безусловной удачей считается, например, дом на Малой Дворянской архитектора Марка Рейнберга, инвесторы СП ЗАО "Евросиб" и ООО "НЕВАСТАР" (кстати, в доме, построенном уже более года назад, так до конца и не распроданы квартиры: 1 м2 там стоит $3-4 тыс.). Внимание привлекли дома, возведенные компанией R.B.I. на набережной Робеспьера и Шпалерной улице, проект архитектора Евгения Герасимова и ЗАО "Петроград" (дочерняя структура ОАО "Газпром") на Крестовском острове - однако это тоже элитное жилье. Из массовых проектов явно выделяются дома, возводимые ЗАО "ЛенСпецСМУ", - они выигрывают за счет нестандартных оформительских решений, облицовки цветным камнем. Лев Каплан в восторге от домов "ЛенСпецСМУ": "Вячеслав Заренков, генеральный директор ЗАО "ЛенСпецСМУ", получил золотую медаль в Париже за современную архитектуру!" Интерес вызывают недорогие таун-хаузы, но есть и контрмнения. Вячеслав Ермолаев пессимистичен: "Может быть, через 10-15 лет коттеджи будут утопать в зелени, но сейчас это довольно убогое зрелище".<BR>Впрочем, новых интересных проектов, с точки зрения специалистов, довольно много - даже типовые дома модернизируются и изменяются. Например, колпинский ДСК-5, ранее строивший детские сады и школы, модернизировал дома 606-й серии. В Петербург подтянулись и новые силы, вносящие разнообразие в застройку: Киришский ДСК, Гатчинский СКК, начал строить Сертоловский 211-й комбинат железобетонных изделий, оснащенный современнейшим германским оборудованием. Вдобавок с 2000 года начинают действовать повышенные нормы теплосбережения жилья, что требует обязательного применения современных материалов. <BR>Полная обезличка обеспеченным покупателям давно надоела. Поэтому новым домам и микрорайонам даются звучные названия: "Дом с ангелом", "Седьмое небо", "Альба", "Северный модерн", "Петровский Посад". <BR>Неизвестно, как оценят современные петербургские здания через 50 или 100 лет. Дома первых массовых серий сегодня презрительно называют "хрущевками" и откровенно не любят.<BR><BR><B>Взгляд со стороны</B><BR>Петербург - туристический центр и обязан привлекать внимание. Новые и не очень новые кварталы Петербурга иностранным туристам не показывают. Зимний дворец и Петропавловская крепость явно переигрывают своих архитектурных потомков. Некоего нового супердома, который стоит обязательно съездить посмотреть (наподобие "пьяного дома" в Праге или дома Хундера Вассера в Вене), в Петербурге пока нет. Зато здания, строящиеся в историческом центре и следующие старым традициям, демонстрировать не стыдно.<BR>Людмила Кудрявцева, генеральный директор ЗАО "Балтик Трэвэл Компани" (занимается въездным туризмом), говорит, что иностранным туристам хватает времени только на главные достопримечательности города. Людмиле Кудрявцевой не приходится краснеть: "Во время проездов мы показываем новые здания - они красивые и соответствуют современным требованиям. Даже называем иностранцам цены на квартиры. Их это шокирует - уж очень дорого. А у меня сердце радуется, что в городе находятся силы и средства, чтобы строить такие дома!" Лев Каплан: "На строительных выставках мы организуем поездки иностранцев по нашим объектам, чтобы они увидели, как применяются их материалы и как меняется город. Они в восторге!"<BR>Впрочем, иностранцы бывают разные. Мирослав Хмела, президент польской мебельной компании Studio Rustika: "Очень красив центр города, а новые кварталы особенного впечатления не производят. Просто людям надо где-то жить". Колин Хаман, генеральный директор Центра современного английского языка - MELC Consulting (гражданка ЮАР): "Новые дома мне не нравятся, они больше напоминают тюрьму. Кажется, что у людей, которые их строят, вообще отсутствует вкус. Я нигде в мире не видела такого ужаса".<BR><BR>P.S.<BR>При подготовке этого материала одному очень известному петербургскому архитектору был задан вопрос: есть ли у него профессиональная мечта. Тот язвительно ответил: "Есть - чтобы деньги платили заказчики и в Петербурге начался строительный бум". Действительно, лучшее средство от некрасивых домов - длительный строительный бум.<BR><BR>Олег Харченко, главный архитектор города, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре:<BR>"По-моему, петербургский стиль - это мифологема, искусственно насаждаемая, чтобы убаюкать некий комплекс неполноценности. Испытываемый неважно перед чем - собственным прошлым или западным прогрессом. Петербургская школа как сумма профессиональных навыков сложилась и выживает, несмотря на угасание институтов - монстров эпохи социализма. С архитектурой как ремеслом у нас более или менее все в порядке: в рамках каждого бюджета проектная задача решается грамотно. Серии модернизируются, типология расширяется, индивидуальное жилье становится разнообразнее.<BR>Но у архитектуры бывают и "звездные часы", когда она прорывается в сферу изящных искусств, превращается в артефакт, становится событием, заметным не только специалисту, но и обывателю. С этой точки зрения современному Петербургу похвастать почти что нечем. Не хватает то ли куража, то ли какого-то гормона в обществе.<BR>У меня встроенный "счетчик Гейгера" - индикатор возгонки архитектуры до ранга явления культуры - за последние годы срабатывал дважды: при виде метеопавильона Николая Лансере на Большой Конюшенной и оформления первого двора Сбербанка на Фурштатской, 5, работы Никиты Явейна и покойной Нины Балаж. Оба примера - не из области массового домостроения!"<BR><BR>Никита Явейн, председатель Комитета контроля, использования и охраны памятников.<BR>- Существует ли современный петербургский стиль массового жилищного строительства?<BR>- Говорить о том, что это петербургский стиль, значит некорректно ставить вопрос. Исторически сложилось: есть старый город, фабричная зона и новый город на окраинах, который жил своей жизнью. Это помогло практически полностью исключить новое строительство в центре. Вместе с тем, если сравнивать характер новой петербургской застройки, а проще всего сравнивать с Москвой, то в Петербурге, безусловно, другая стилевая характеристика. И здесь начинается борьба мнений: петербургская застройка более скучная, однообразная, симметричная, сухая, но в то же время и более строгая, более понятная.<BR>- Вам она нравится - не как архитектору, а как петербуржцу? <BR>- Могло быть и хуже...