Детский рынок наступает на взрослый базар

В зале с множеством компьютеров сосредоточенно барабанят по клавишам несколько отроков младшего школьного возраста. Оторвавшись от экрана монитора, белобрысый мальчик откидывается на спинку кресла и задает соседу вопрос: "Слушай, как ты думаешь, трех милл

<BR><BR>В зале с множеством компьютеров сосредоточенно барабанят по клавишам несколько отроков младшего школьного возраста. Оторвавшись от экрана монитора, белобрысый мальчик откидывается на спинку кресла и задает соседу вопрос: "Слушай, как ты думаешь, трех миллионов кредита мне хватит или просить больше?"<BR>Это не фантазии на тему бессмертного мега-хита "То ли еще будет! То ли еще будет! То ли еще будет ой-ой-ой!", а сценка из жизни Детского государства, автономно существующего с недавних пор на территории Петербурга. Все его граждане - менеджеры и предприниматели, возраст которых колеблется на уровне 7-8 лет.<BR>Непосредственно к границам Детского государства примыкает государство Родительское. Обе суверенные страны раскинулись... на просторах компьютерных сетей.<BR><BR><B>Компьютерная монополия</B><BR>Жизнь в государстве - это бизнес-игра, что-то вроде компьютерной "Монополии". Все начинается, естественно, с поддержки Родительского государства, полноправным представителем которого в виртуальном мире детей является исполнительный директор Наталья Старостина.<BR>Родительское государство выделяет государству Детскому стартовый капитал - причем в виде кредита, который необходимо будет вернуть. Кредитный комитет решает, как полученными средствами распорядиться. Происходит все в единой компьютерной сети в режиме реального времени. У каждого ребенка - свой виртуальный счет, на который перечисляются средства для осуществления задуманного им проекта. Проекты выполняются в кейс-средствах, для их осуществления ребята знакомятся как с компьютерными возможностями, так и с инфраструктурой бизнеса.<BR>Свое дело каждый создает с самого начала, как в реальной жизни. Получив кредит, дальше гражданин Детского государства действует самостоятельно. Он может выбрать или построить (при желании - и сам спроектировать) офис или производственную площадку. <BR>Каждому из ребят предстоит также определиться, будет он предпринимателем или наемным менеджером.<BR>Постепенно группа должна смоделировать рыночное пространство своего виртуального государства. Государство родителей, по замыслу авторов игры, в идеале может и должно влиять на ход бизнеса - как кредитор.<BR>"Это единое рыночное пространство, в котором дети должны взаимодействовать. В этом и состоит смысл игры", - подчеркивает основатель государства, а также президент ООО "Евростиль" Владимир Остапчук.<BR><BR><B>Повесть временных лет</B><BR>Началось же все с того, что Вероника, дочка Владимира Остапчука, заинтересовалась компьютером. Папе пришлось ей объяснять, как эта штука работает. <BR>"Но я заметил, - вспоминает Владимир Остапчук, - что, как только начинаешь объяснять логически, системно, как взрослому, ей уже скучно, она теряет интерес. Значит, нужна игра".<BR>И появился замысел игры.<BR><BR><B>Государственные цели</B><BR>Поскольку папа Вероники - бизнесмен, он решил соединить компьютер с бизнесом. <BR>"В некоторых школах есть даже предмет, который называется "Экономика и информатика", но мы придумали "Информатику и бизнес", - рассказывает Наталья Старостина. - С помощью этих, совершенно игровых и столь же совершенно серьезных, занятий мы хотим научить младших школьников не только быть на "ты" с компьютером и современными программными средствами, но и дать им основы поведения в рыночной экономике, создания и управления бизнесом".<BR>Владимир Остапчук экспериментировал на собственной дочери к удовольствию последней. "Она, например, теперь ведет собственную базу данных по кулинарным рецептам. Сама составляет рецепты, сама их вносит в ею же созданную базу", - гордится папа.<BR><BR><B>"Первоклассные" менеджеры</B><BR>Жизнь в новых государствах бьет ключом. Помимо кредитных комитетов здесь есть маркетинговые агентства и банки, автозаправочные станции, рынок недвижимости, владельцы бизнеса и наемные менеджеры. Со всем этим хозяйством управляются мальчики и девочки, чей стаж обучения в школе не перевалил за 2-3 года.<BR>По мнению создателей компьютерного государства, в 7-8-летнем возрасте ребенок еще не боится компьютера и уже может работать в любых программах.<BR>"Директора школ, которым мы предлагали проект бизнес-игры, воспринимали идею очень по-разному. Реакция - от полного неприятия до "ура". Наибольшее недоумение вызывал возраст - 7-8 лет. Вот с 13-ти - все согласны", - вспоминает Наталья Старостина.<BR>А Владимир Остапчук убежден, что к тем самым 13-ти школа уже успевает навязать человеку свою идеологию восприятия знаний и понимание достаточно простых вещей становится гораздо более сложным: "Ведь язык учат и в 5 лет, и в 3 года, а компьютер - ничуть не сложнее, и рыночную инфраструктуру в игровой форме в таком возрасте можно преподнести ребенку так, что он воспримет ее естественно. <BR>Кроме того, новые программы все появляются и появляются, а с годами осваивать их - сложнее, если нет базы для их восприятия. Компьютерная грамотность - это просто один из навыков человека, причем в наше время все более и более важный".<BR><BR><B>Путевка в жизнь</B><BR>Обучение - простите, жизнь в Детском государстве строится по принципам "от простого - к сложному" и "от практики - к теории".<BR>Жизнь виртуального государства подразумевает акцент на тренировку памяти и логического мышления. Например, задумано создать Биржевой банк, который будет спонсировать интеллектуальные игры.<BR>"Мы же готовим информационных менеджеров, которым необходимы и скорость реакции, и логика, и ассоциативное мышление", - объясняет Владимир Остапчук.<BR>Наталья Старостина уверена, что через несколько лет, когда граждане Детского государства немного подрастут, они смогут составить конкуренцию взрослым: "Этот проект - для тех, кому в будущем предстоит запускать и развивать проекты в самых разных сферах бизнеса. Просто из своего виртуального государства ребята перенесут полученные знания и опыт в реальную жизнь".