00:0011 октября 199900:00
61просмотров
00:0011 октября 1999
mazo@delo.spb.ru
<BR><BR>mazo@delo.spb.ru<BR>Система управления качеством ИСО- 9000, которая изначально вводилась на предприятиях, выходящих на внешний рынок, сегодня становится осознанной необходимостью для фирм, активно выступающих на внутреннем рынке.<BR>Многие руководители столкнулись с тем, что без налаженной системы качества вообще нет успешного производства. "Любое производство, даже мелких комплектующих, требует сначала постановки системы управления качеством, -считает Владимир Бондарчук, менеджер по импорту компании "Элтехника". - А если уж тратить средства, нужно сразу закладывать расходы на качество по международной сертификации. Иначе продукция никому не нужна даже на внутреннем рынке".<BR><BR><B>Слухи летят</B><BR>В компании "Элтехника" сейчас готовятся представить документы на сертификацию системы качества. И параллельно выбирают сертифицирующую фирму.<BR>"Подготовка сертификации требует не только большой работы, но и вложения существенных средств. Например, сертификация в "Морском регистре" стоит около $20 тыс., а в известной западной фирме TUV это уже $50 тыс. Причем сертифицируется не только продукция, но и процесс производства. Важно помнить, что свои попытки постановки системы ИСО-9000 нужно обязательно доводить до конца, поскольку слухи о том, что фирма готовится к ИСО, распространяются быстро, а повторная сертификация идет трудно.<BR>На международной выставке в Москве "ВЭЛК-99" у нас был стенд с оборудованием на основе итальянских комплектующих, к нам подходили представители Пакистана, Кореи, Китая. Их заинтересовали наши разработки устройства компенсации реактивной мощности, но вместе с сертификатом на изделие. Может, потом дошло бы и до сертификации процесса.<BR>Пока у нас существует выборочный контроль комплектующих. Наши поставщики ни разу не подводили. Сейчас мы поставляем оборудование в страны ближнего зарубежья - в Прибалтику, Казахстан. Пока они понимают, что минимальный процесс контроля качества на нашем предприятии существует", - рассказывает Владимир Бондарчук.<BR><BR><B>Модели ИСО</B><BR>Сегодня изменились внешние условия, при которых создаются системы качества на крупных и небольших предприятиях. Сейчас на правительственном уровне задача по внедрению качества рассматривается как первоочередная. Есть соответствующее постановление Правительства. Во многих областях промышленности введена система лицензирования. Работает разрешительная система на проведение той или иной операции. Одно из условий получения лицензии - внедрение системы качества.<BR>Михаил Захаров, генеральный директор Северо-Западного регионального центра по сертификации системы "Оборонсертифика", считает, что несколько тысяч работающих в Петербурге предприятий не готовы к быстрому переходу на систему международных стандартов. Необходим определенный переходный процесс. Процедурные вопросы должны решаться в рамках действующего законодательства.<BR>"В оборонной промышленности есть своя система. Практически все предприятия, которые связаны с оборонным заказом, занимаются работой по подготовке внедрения системы ИСО-9000. Стандарты ИСО меняются, сейчас действуют стандарты 1994 года, но готовится редакция 2000 года.<BR>Органов, которые выдают сертификат, много, но есть международные. Хотя они и зарегистрированы в конкретной стране, их сертификаты признаются в большинстве стран. Работа этих организаций построена по принципу тотального контроля.<BR>Есть много стандартов ИСО. Часть - нормативные. Они делят производственный цикл по этапам: разработка, производство, монтаж, техническое обслуживание, утилизация. Если занимаешься разработкой и производством, тогда используется модель ИСО-9001, если проектирование отсутствует - это модель ИСО-9002. Действующие стандарты могут рассматриваться как международные, так и отечественные. Они приняты как официальные в 1996 году: "обложечным вариантом". У нас появился ГОСТ-Р-ИСО. Редакционные отличия связаны с вариантами перевода. Иногда там учитываются требования нашего стандарта", - рассказывает Михаил Захаров.<BR><BR><B>Сложная задача </B><BR>Мнение большинства менеджеров о необходимости внедрения системы контроля качества еще не устоялось. Хотя, по мнению специалистов, Петербург лидирует по масштабу работ по внедрению стандартов ИСО, которые проводятся сейчас.<BR>"Потребность внедрения системы управления качеством - это массовое явление. К нам обращаются из пищевой, машиностроительной, деревообрабатывающей промышленности. Побудительный мотив №1 - выход на зарубежный рынок. Второй - это введение в России системы сертификации. Третий - желание самого предприятия, чтобы внедренная система гарантировала качество продукции. Максимальная отдача с минимальными расходами, то есть осознанная потребность выйти на современный уровень организации производственного процесса.<BR>Сам по себе стандарт не может быть руководством для решения сложных задач. Это планка - свидетельство о среднем образовании. Некоторые проходят эту планку без запаса. Но систему нужно наполнить реальным содержанием. Ведь во многом решается задача модернизации управления предприятием в рамках системы качества.<BR>В оборонной промышленности внедрение управления качеством проходит тотально. Как дали команду - все выстроились в строй. Серьезная работа одновременно сопровождается перестройкой сознания и понимания уровня проблем. От генерального директора до рядового работника. От понимания ру-ководства зависит не только темп внедрения, но и решение общей задачи современного менеджмента", - убежден Михаил Захаров.<BR><BR><B>Долой низкопоклонство</B><BR>Алексей Рябинин, директор по управлению качеством АО "ЛМЗ", ранее работавший в госприемке, скептически оценивает новизну западной системы качества. <BR>"Нечего разводить низкопоклонство перед Западом, - шутит он. - Если сравнивать с существовавшей в оборонной промышленности госприемкой, она обеспечивала такой уровень качества, который даже сейчас большинством не достигнут. Та система позволяла держаться на высоком уровне и на международном рынке. Система качества, которая была 20-30 лет назад, отражала те требования". <BR>Сегодняшний широкий выход на международный рынок с принятой на Западе системой стандартизации, системой обозначения и классификации, управлением процессами привычнее для западных служб приемки, считает Алексей Рябинин. <BR>"Импортным заказчикам удобнее принимать нашу продукции по своим стандартам. Мы подстраиваемся, что-то адаптируем, что-то объединяем. Суть не меняется. Все начинается с техзадания, с контракта. Это было и раньше, когда мы писали надоевшие всем служебные обязанности. На международном языке ИСО-9000 это называется ответственностью руководства. Говорить о том, что в этой системе есть что-то революционное, на мой взгляд, некорректно.<BR>В принципе, здравые западные методики, по которым мы работали и ранее, приспособлены к понятиям международного рынка, маркетинга. План контроля и проверок в международной системе более прост", - настаивает Алексей Рябинин.<BR><BR><B>Госприемка</B><BR>Станислав Мельничук, коммерческий директор АО "ЛМЗ", рассказал, что традиционно завод выпускает 30-40% оборудования на экспорт. <BR>"Если учесть, что на наших турбинах вырабатывается в мире около 10% электроэнергии, получается внушительная картина. Проблема качества существовала и в советские времена. <BR>Первым с машиностроительной продукцией на западный рынок ЛМЗ вышел еще 1973 году, выиграл тендер для поставки оборудования для электростанции в Канаду. Причем в честном бою победили японцев. Это говорит и о нашем производстве, и о нашей госприемке. Она была достаточно серьезной".<BR>"Можно сказать, что дело в терминологии, - утверждает Алексей Рябинин. - Раньше существовала постоянно действующая комиссия по качеству, ИСО-9000 ставит своим основным требованием вертикальную структуру управления качеством. Поэтому мы создали у себя в структурных подразделениях советы по качеству. Четко распределили обязанности, обозначили круг задач, прописали обязанности и ответственность каждого работника.<BR>Мы показывали представителям международного сертифицирующего органа TUV все первичные документы. Это был серьезный экзамен для нас. Мы все делали самостоятельно. Сертификационная западная фирма, с которой мы заключили договор на внешний аудит - они приехали, познакомились с документацией, проанализировали все текущие дел - вплоть до поиска непроверенного инструмента на рабочем месте".<BR><BR><B>Активная позиция</B><BR>Любая, даже самая компьютеризированная система качества опирается на человека. Ему необходимо понимать реальную ситуацию на производстве. Разъяснение позиции руководства становится необходимым условием внедрения системы качества.<BR>"Многим еще нужно объяснять, откуда берутся деньги. Еще есть люди, считающие, что деньги берутся из кассы. На заводе прошли большие сокращения, появилось понятие активной позиции. Цикл заканчивается продажей, а она без качества невозможна.<BR>Мы опираемся на стремление вовлечь в процесс управления качеством всех сотрудников предприятия. Можно разъяснять людям, что никто из министерства нам денег не спустит и то, что сами сделаем, то и заработаем. А заказ возможен только при надлежащем качестве.<BR>Степень ответственности подкрепляет сознательность. Через свои советы по качеству активно проводим разъяснительную политику. Задействуем профсоюз. Я выступаю на профсоюзном собрании, говорю о множестве отдельных профессий в крупном подразделении, о взаимосвязи людей в производственном процессе. Она залог того, что мы сможем выпустить качественную продукцию. И сбой любой цепочки управления качеством - это процесс непрерывный. Если есть в этом процессе разрывы - это контроль, но не управление", - категоричен Алексей Рябинин.<BR><BR><B>Качество булочки</B><BR>Качество определяет не только возможность выхода на международный рынок, но и преуспевание на рынке внутреннем. Потребителю даже с низким уровнем доходов необходим вкусный пропеченный хлеб достойного качества. Ряду ресторанов, работающих под западной маркой, необходимы булочки особого качества и формы.<BR>Елена Смолкина, директор по производству ЗАО "Форэ", рассказывает: "Мы работаем с Grillmaster и Carrols, поставляем булочки. Они не требуют предъявления сертификата ИСО-9000, а смотрят на результат - оценивают по вкусу и внешнему виду. Также необходимо, чтобы после разрезания булочка не пропускала маргарин, и наполнитель не должен проходить через булочку, это было в условиях. Но продукция выпускается по российскому ГОСТу". <BR>Контроль качества при производстве булочек осуществляется на всех этапах: тестомес, разрезка-формовка, выпечка. "Качество зависит от трех китов: сырье, оборудование, персонал. В нынешних условиях мы не можем закупать большие партии сырья. Мука, дрожжи, наполнители приходят разного качества, в пределах нормы, но отличаются по параметрам. Отрабатываем на контрольном замесе и выпечке форму и вкус изделия. На каждую единицу продукции есть своя деревянная палочка, на которой две засечки - допустимые размеры. Контролер-экспедитор при отправке еще раз проверяет груз", - говорит Елена Смолкина.<BR>Анализ причин брака - это уже работа с персоналом. Причем общее качество зависит от каждого конкретного человека. "Всю информацию о продукции мы заносим в журнал. Разработки по контролю качества выходят из "Союза пекарей" Германии. Мы ввели оценку изделий, проводим конкурс между бригадами на лучшее регулярное качество. Возникающие проблемы обсуждаем на собраниях. По результатам работы выплачивается и надбавка к фиксированной зарплате. Причем ответственность за конечный результат несет вся бригада в целом. Это реальный механизм, который действует практически безотказно", - улыбается Елена Смолкина. <BR><BR><B>Качество эсминца</B><BR>Анатолий Никитин, директор по качеству ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", припомнил, что на заводе уже была попытка внедрить ИСО-9000 в 1996 году. "Тогда не была проявлена необходимая воля со стороны руководства, не были выделены необходимые ресурсы, не оказана необходимая поддержка. Работа не была сделана. В декабре 1997 года новый директор поставил задачу внедрения системы управления качеством как одну из первоочередных. Из военпредов сформировали группу, которая прошла обучение системе качества продукции. Структура была создана.<BR>Предприятие тогда лежало на боку. Завод потерял 3/4 численности. Реальный заказ, который тогда можно было найти, обитал за пределами России. Шли переговоры с Китаем о поставке двух эсминцев. А в условиях рыночной экономики, не имея качественной продукции, просто не получишь места на этом рынке. Директор понимал, что эту задачу надо решать", - рассказывает Анатолий Никитин.<BR>Система управления качеством внедрена на "Северной верфи" практически за год. Для сравнения: на "Балтийском" - пионере внедрения ИСО - за 4 года. Консалтинговые услуги оказывали представители "Оборонсертифики". Вся документация создана под их руководством. В качестве сертифицирующей фирмы была выбрана Bureau Veritas Quality International (BVQI), специализирующаяся на судостроении.<BR>Александр Хурсан, начальник отдела управления качеством и стандартизации ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", назвал объективной причиной необходимость лицензирования: "Раз мы строим боевые корабли, нам нужен сертификат. А как только предприятие получает документ типа международного паспорта, появляется возможность свободного выхода на внешний рынок без поводыря. На наших деловых документах мы помещаем логотип сертификации, у нас больше шансов заключить договор с западным потенциальным клиентом. Без этого логотипа уровень цены меньше. Это не прописано в документах, но признанная мировая практика". <BR><BR><B>Гимн человеку</B><BR>Система качества "Северной верфи" встроена в систему управления предприятием. Часть документации уже находится в электронном виде. Конструкторские, закупочные и финансовые подразделения переведены на компьютер. Создается электронная база данных по поставщикам, срокам, качеству исполнения поставок. Но главным остается человек.<BR>"Система - это не качество продукции, а упорядоченная качественная работа каждого исполнителя. Гарантировать качество - это не первая задача. В судостроении высок процент ручного труда, контроль также осуществляется людьми. Задача всей документации - расписать порядок поведения каждого конкретного человека, который исключит некачественное появление продукции на каждом участке. <BR><B>У нас непрерывный технологический процесс - передача изделия по цепочке, предыдущие недоделки увидит следующий исполнитель. Или предъявительские испытания выявят, после приемки у цехов предстоит сдача представителю заказчика. Это серьезно, а ведь будет еще серия испытаний. Дефект непременно выявится. Если просматривается чья-то некачественная работа, сотруднику предстоит внеочередная аттестация", - говорит Анатолий Никитин</B><BR>И хотя в документации прописаны варианты устранения брака, стандарт подчеркивает необходимость определения и устранения причины возникновения брака, все говорящие о системе управления качеством делали упор на подготовленность и понимание конкретного работника.