Глобальная паутина слишком просторна для промышленных гигантов

Искать бывших столпов отечественной промышленности в мировой компьютерной сети бесполезно.

<BR><BR>Искать бывших столпов отечественной промышленности в мировой компьютерной сети бесполезно. <BR>Зайдите в Интернет. В лучшем случае вы наткнетесь на жалкие тени промышленных гигантов. <BR>Немногие петербургские промышленные предприятия считают создание корпоративного сайта делом чести. <BR>Остальным либо жалко тратить деньги, либо запрещают "особисты": мало ли кто через Интернет вторгнется в корпоративную сеть компании. <BR><BR><B>Все наоборот</B><BR>Петербургская промышленность исторически ассоциируется с разработчиками-приборостроителями, естественно - с верфями, и, конечно, с единственным местным продуктом массового потребления, чья популярность вышла за городские рамки, - пивом. <BR>В глобальной информационной сети все обстоит с точностью до наоборот. Местные производители скупо представлены на общем сайте "Петербургское пиво". Причем свои собственные корпоративные сайты имеют только Комбинат имени Степана Разина, ресторан-пивзавод "Тинькофф" и совсем недавно открывший виртуальные страницы пивзавод "Вена".<BR>Из корабелов обширную информацию через Интернет распространяет Судостроительная фирма "Алмаз". На сайте "Алмаза" есть практически все, подобающее приличной фирме: от новостей (последнее обновление - вторая половина сентября) до фотографий видов продукции и генерального директора. Для Петербурга это - исключение. <BR>Например, сайт ЦКБ морской техники "Рубин" далек от образцового. Впрочем, этим недовольны и в самой компании. "С обновлением у нас плоховато, - признает заместитель директора внешнеэкономического отдела ЦКБ МТ "Рубин" Геннадий Сорокин. - Людей не хватает". Со следующего года Геннадий Сорокин обещает исправиться, в том числе - раз в полгода размещать в сети пресс-релизы для СМИ. Проблема информационной безопасности здесь решена: к Интернету подключены специальные "тупиковые" компьютеры.<BR>Названия поставщика монетных дворов "Красного Выборжца" встречаются случайно, например на сайте фирмы "АСК", производителя подъемно-транспортного оборудования. Там он значится всего лишь как клиент компании. <BR><BR><B>А кому-то хорошо</B><BR>Следов знаменитых во всем мире Балтийского завода, "Северной верфи", "Адмиралтейских верфей" в Интернете не обнаружено вовсе. Если, конечно, не считать ссылки на сайтах компаний-аналитиков, содержащие устаревшие сведения.<BR>Однако в самих компаниях корреспондента "ДП" почти убедили в том, что уже готовы создавать собственные сайты. По крайней мере, морально созрели. На судостроительном заводе "Северная верфь" в июле даже введена специальная должность. "В конце 1998 года мы начали рассматривать возможность подключения к Интернету, - говорит заместитель генерального директора по информационным технологиям Сергей Макеев (прежде - главный бухгалтер предприятия. - Ел.Т., А.Е.). - Но возникли вопросы информационной безопасности подключения Интернета к корпоративной сети". Несмотря на то, что доступ в Интернет в компании пока отсутствует, Сергей Макеев утверждает, что "есть намерения к концу года сделать свою страницу".<BR>Производитель и разработчик рентгеновской аппаратуры НПП "Буревестник" - один из немногих приборостроителей, кто имеет виртуальные страницы. "У нас сайт с 1996 года, - рассказывает начальник службы маркетинга НПП "Буревестник" Людмила Коврова. - Мы обнаружили, что для активизации продаж это необходимо. Не надо рассылать много информации о себе - можно просто сделать ссылку на сайт". Во многом к открытию сайта компанию подстегнуло то, что основные ее конкуренты - концерны-монстры Siemens, Philips, разумеется, такие страницы имеют.<BR><BR><B>На пути к прогрессу</B><BR>"Буревестник", как признается Людмила Коврова, и сайт свой формировал по образу и подобию старших братьев с Запада.<BR>А вот сайт ЛОМО будет вообще только англоязычным. Виртуальные страницы петербургских оптиков сделают их американские дилеры - компания "ЛОМО-Америка", которые собираются проводить продажи через Интернет. На самом ЛОМО не очень довольны тем, как продвигается работа по созданию сервера, хотя и признают, что партнеры делают это за свой счет. "В августе повесили титульную страницу, а дальше работа не двигается", - отчаивается Лазарь Залманов, помощник генерального директора ЛОМО по связям с общественностью и СМИ. Он обещает, что, подождав до конца года, предприятие само займется созданием сайта. <BR>Среди энергомашиностроителей, в последнее время подвергающихся конкретной дележке со стороны влиятельных структур, возможность заняться разработкой сайтом нашла лишь "Электросила". "Финансовое положение пока не позволяет: если делать сайт, то качественно или не делать вообще. Сейчас выбираем кандидата для создания сайта и программного обеспечения", - размышляют вслух в службе общего маркетинга "Электросилы".<BR>Как сообщили "ДП" в "Ленэнерго", компания уже практически готова к серьезному освоению Интернет-пространства. На прошлой неделе вышел соответствующий приказ. На такой шаг петербургских энергетиков подвигло распоряжение Анатолия Чубайса, председателя РАО "ЕЭС", обязавшего создать сайты всем "дочкам" РАО. Ранее у "Ленэнерго" было свое место в Интернете, но тот проект можно было отнести к разряду "как делать не нужно". Сайт предлагал информацию 5-летней давности, то есть был для потребителей "мертвым". Специалисты "Ленэнерго" прогнозируют реанимировать его примерно через месяц.<BR><BR><B>Мал да удал</B><BR>В отличие от некоторых промышленных гигантов, предприятия среднего и малого бизнеса приступили к активному освоению виртуальных мощностей. К примеру, компания "Паллет Трейд" ("паллет" - деревянный поддон), разместив свой сайт, смогла значительно расширить свою партнерскую базу. "Ежедневно мы получаем около пяти сообщений, - говорит Александр Адамчик, коммерческий директор "Паллет Трейд". - За полгода существования нашего сайта мы получили предложения о сотрудничестве со всей Европы, не говоря уже о России. Создание этого сайта стало своеобразным лекарством от кризиса и позволило нашей компании, по крайней мере, остаться на плаву".<BR><BR>Думать надо!<BR>В Интернете уже существуют некоторые базы данных по предприятиям СНГ. Но представленная там справочная информация крайне скупа и не дает представления о возможностях какого-либо завода, его инвестиционном потенциале, партнерах и т.д. <BR>Представители компаний, предоставляющих услуги Интернет, объясняют отсутствие интереса к Сети и высоким технологиям косностью мышления промышленных генералов. Потому что создание виртуального образа предприятия не является по своему содержанию затратным. В среднем создание собственного сайта стоит около $600-800 плюс $20-30 ежемесячно за поддержку. "Если руководитель не пользуется Интернетом и не имеет представления о Глобальной паутине, ему крайне сложно объяснить все преимущества этого маркетингового инструмента", - говорит Владимир Бронников, торговый представитель компании "Вэб Плас".<BR>Поддержка, к слову, является немаловажной составляющей успеха сайта. Если посадить дерево и перестать его поливать, то оно умрет. Так и здесь - создание сайта должно обязательно подкрепляться периодическим обновлением информации. Чем чаще - тем лучше.