Отечественные брэнды вырываются на первые позиции

<BR>

zhelvitsky@delo.spb.ru<BR>Торговые марки, принадлежащие продуктам питания и товарам российского производства, потеснили чисто западные брэнды. Естественно, только на тех рынках, на которых они присутствуют. <BR>Согласно исследованию компании Gfk Market Research Russia, проводившемуся с января 1998 года по апрель 1999 года, на российском рынке кофе больших изменений не произошло. Главная причина стабильности в том, что он свободен от отечественных торговых марок. Лидером рынка остался Nescafe Classic компании Nestle. Почти треть продаж кофе в России приходится на эту марку. На втором месте укрепился Cacique (Pele) - 14% рынка.<BR>Чай в России производят. Во всяком случае, упаковывают. Поэтому на рынке чая известная петербургская компания "Орими Трейд" смогла оторваться от своих конкурентов. Серия "Принцесса" этой фирмы занимает 21% рынка. В начале прошлого года эта торговая марка делила первое место с широко рекламируемым прежде Brooke Bond. Им принадлежало по 11%. Brooke Bond с тех пор потерял 3%. <BR>Успех "Орими Трейд" обусловлен не только благоприятной конъюнктурой. По мнению специалистов Gfk, увеличение доли стало возможно благодаря сильной дистрибуции и агрессивной ценовой политике петербургской компании.<BR><BR><B>Гигиена</B><BR>На рынке средств женской гигиены в явные лидеры (35% рынка) выбилась относительно недорогая продукция с торговой маркой Bella, производимая в Польше. Продажи разрекламированной марки Always (P&G), которая делила первое место в начале прошлого года с Bella, резко сократились - с 23 до 13%. Ее в ближайшее время может настигнуть набирающая обороты отечественная марка "Вероника" (Котлас). <BR>Бывший лидер зубных паст на российском рынке Blend-a-Med потерял 10% рынка и первое место. Теперь с 8% он уступает "Фтороденту" ("Уральские самоцветы") и "Новому жемчугу" ("Невская косметика", Петербург). При этом "Уральские самоцветы" сделали рывок с 2 до 12%. <BR>На рынке дезодорантов больших изменений не произошло. Rexona занимала в январе 1998 года 13%, а в апреле 1999 года - 14%. Правда, в промежутке между этими месяцами были подъем и падение. <BR>Пик пришелся на июль-август прошлого года (24%). Остальные производители бьются за 2-6-е места с переменным успехом. Их доли колеблются от 3 до 8%.<BR><BR><B>Пива нет</B><BR>Импортного пива в ведущей шестерке нет. Здесь полностью господствуют отечественные производители. Явный лидер российского пивоварения - петербургский завод "Балтика" по-прежнему занимает со своей одноименной маркой 1-е место. Однако его он делит с единственным брэндом застойных времен - пивом "Жигулевское". Эту традиционную марку производят несколько заводов. <BR>Остальные пивные брэнды заметно уступают лидерам и господствуют главным образом в регионах, где производятся.<BR>Похожая ситуация на рынке майонеза. На нем первые пять мест безоговорочно занимает "Провансаль" различных производителей. Активная рекламная кампания позволила голландскому брэнду Calve сохранить место в шестерке. Однако свои позиции он после девальвации рубля немного подрастерял.<BR>На рынке кефира также доминируют отечественные производители. Однако явных лидеров на нем нет. В шестерку входят кефиры двух петербургских молокозаводов - "Петмола" и "Петербургского молочного завода". <BR>Итальянский макаронный брэнд Mantagliatti уменьшил свою долю с 6 до 2% и упустил единоличное лидерство. Теперь он делит 1-3-е место с продуктом, носящим незамысловатое название "Рожки" (производятся в Нижнем Новгороде и Челябинске). А турецкий Filiz почти ушел с российского рынка.<BR>Шоколадный батончик Snickers ужался с 15 до 7%. Mars сохранил 9%. В результате российский "Шок" поднял свою долю с 7 до 14% и вышел в лидеры. Правда, "Шок" принадлежит швейцарской компании Nestle. Вместе с Mars ей принадлежат пять из шести наиболее продаваемых на российском рынке марок. <BR>Исследование также показало, что в результате экономического кризиса не произошло кардинальных изменений в распределении мест покупок. Стоит отметить только то, что небольшие магазины увеличили свою долю с 17 до 20%.