00:0027 сентября 199900:00
11просмотров
00:0027 сентября 1999
verar delo.spb.ru
<BR><BR>verar delo.spb.ru<BR>Именно налоговые консультации позволяют аудиторской фирме в России получать клиентов.<BR>Вячеслав Соколов, доцент Петербургского государственного университета экономики и финансов (ГУЭФ), считает это чисто российской особенностью. Последний год он провел в Париже, где стажировался в компании "Делойт энд Туш" в должности старшего менеджера по аудиту транснациональных компаний. На стажировку его откомандировали с поста директора филиала "Делойт энд Туш - СНГ" в Петербурге, который он занимал с 1997 года.<BR><BR><B>Россия и аудит </B><BR>"Аудит, - рассказывает Вячеслав Соколов, - возник как защита интересов мелких акционеров, с целью подтверждения того факта, что отчетность, представленная предприятием, верна. Аудит, который проводится в интересах собственника, должен подтвердить, что команда менеджеров его не обманула и представила верные данные о работе предприятия. Но это - мировая история. В России все немного иначе".<BR>Акционерные общества - это именно те предприятия, которым, по идее, необходим аудит (для представления подтвержденной отчетности акционерам). Но большинство отечественных АО, утверждает Вячеслав Соколов, - это квази-АО, поскольку, как правило, контролируются одним лицом или одним учреждением: "Этот реальный единственный собственник и так все знает, и практический интерес к аудиту возникает у него только при выходе на рынки других стран".<BR>Существует так называемый "инициативный аудит", который, в отличие от аудита по закону, проводится по инициативе собственника или топ-менеджмента. "В таком случае обычно ставятся две задачи - сбор информации и поиск ошибок. Вообще, главная задача аудиторских фирм, работающих с российскими компаниями, - считает Вячеслав Соколов, - это прежде всего хорошая помощь бухгалтерии, возможно - санация бухгалтерии. При этом попутно, конечно, выдается и заключение по отчетности, но российского заказчика прежде всего интересуют рекомендации аудитора, тогда как западного - само заключение, поскольку оно является официальным подтверждением отчетности предприятия".<BR>В стране даже появился года полтора назад стандарт по дополнительной письменной информации, предоставляемой аудитором клиенту. "Это вклад российских аудиторов в мировую практику, - улыбается Вячеслав Соколов. - Еще одна особенность: российский клиент заказывает аудит квартальной или, например, полугодовой отчетности. Это лишний раз доказывает отношение отечественного бизнеса к аудиту как к консалтингу, а не как к внешней структуре, подтверждающей отчетность".<BR>При "инициативном аудите", как правило, перед аудитором одновременно ставится задача ответить на конкретные вопросы по бизнесу: как улучшить сбыт, как минимизировать складские расходы.<BR><BR><B>Аудит и консалтинг</B><BR>Опыт Вячеслава Соколова показывает, что иностранные компании обращаются к аудиторам и консультантам, чтобы обезопасить свою деятельность на новом и рискованном для них российском рынке: "Они не знают местного законодательства, какие налоги и как платить. Налоговые ставки и во Франции каждый год меняются - это нормально, но в России незнакомая для них налоговая система. А для западного бизнесмена нормально поручать работу профессионалу в данной области: таковы традиции. Западные бизнесмены не считают, что общение с налоговой инспекцией по спорным вопросам, например, это их вопрос".<BR>И тем не менее именно у российских предприятий основная масса вопросов к аудиторам - по налогообложению и его оптимизации. "Практически никто не спрашивает, как вести бухгалтерский учет, - продолжает Вячеслав Соколов. - Наверное, думают, что знают. Как правило, обращаются именно с налоговыми вопросами".<BR>Аудитор - специалист, выражающий свое мнение относительно правильности или неправильности предоставленной ему отчетности. "Все члены "большой пятерки" изначально возникли как аудиторские компании, - говорит Вячеслав Соколов, - но со временем стали аудиторско-консалтинговыми. Хорошая аудиторская фирма сегодня как раз ориентирует своих сотрудников на поиск вопросов "по бизнесу", поскольку ответ на них дает возможность развивать консалтинговую составляющую бизнеса. <BR>В структуре доходов крупной аудиторской компании сегодня собственно аудит составляет 30%, еще 30% - это консалтинг, а остальное - консультации в области права, налогообложения, юридические и связанные с компьютерными системами".