00:0006 сентября 199900:00
16просмотров
00:0006 сентября 1999
Петровский фрегат "Штандартъ" вновь выходит в море. Конечно, это не тот корабль, который почти 300 лет назад построил Петр Первый. Копию фрегата на протяжении 5 лет строили своими руками участники некоммерческого партнерства (НП) "Проект "Штандартъ".
<BR><BR>Петровский фрегат "Штандартъ" вновь выходит в море. Конечно, это не тот корабль, который почти 300 лет назад построил Петр Первый. Копию фрегата на протяжении 5 лет строили своими руками участники некоммерческого партнерства (НП) "Проект "Штандартъ". <BR>Вследующем году он примет участие в проходящем раз в 5 лет в Нидерландах фестивале парусных судов Sail Amsterdam- 2000.<BR><BR><B>Романтики</B><BR>"Киль "Штандарта" был заложен 4 ноября 1994 года, в дату рождения Флота российского, - рассказывает Владимир Мартусь, исполнительный директор НП. - Построить фрегат хотели за 2 года, но не получилось - построили за 5. А вышло даже лучше: соблюдены практически все исторические технологии, строили почти как Петр I строил свой "Штандартъ" на Олонецкой верфи".<BR>Владимир Мартусь закончил "Корабелку" и там же - аспирантуру. Мастер спорта по парусному спорту, яхтенный капитан, строитель и капитан парусной шхуны "Святой Петр". Построить исторический парусник мечтал еще с 1989 года: "Разные варианты были - пару лет я провел в архивах, в каждом из походов в другую страну собирал информацию о том, что и как можно построить. И постоянно думал, что наверняка придет время, когда такой корабль будет в нашей стране нужен".<BR>Строительство исторических кораблей одно время было развито в Петрозаводске, но сейчас затихло и там. В Петербурге строительство "Штандарта" является единственным такого рода проектом. Соответственно, не могло быть и изначально профессиональной команды строителей. По словам Владимира Мартуся, просто приходят люди, в основном молодые, которым это интересно, и учатся строить фрегат.<BR><BR><B>Деньги</B><BR>Начальным капиталом создателей "Штандарта" стали почти $10 тысяч, полученные Владимиром Мартусем в 1994 году за свою долю в "Святом Петре". На эти деньги он со своей старой командой закупил инструмент и начал заготовку дуба.<BR>"Всего за 5 лет удалось собрать материалов и средств почти на $1 млн, - продолжает капитан. - Это трудно себе представить, но просто в свое время я прочитал мемуары Генри Форда и понял, что он прав: если искать деньги ради денег - ничего не получится, а если грамотно и дотошно делать свое дело - будут и деньги".<BR>Одним из первых серьезно помог строителям фрегата бывший посол Королевства Нидерланды в России барон Де Вос ван Стейнвейк. По приглашению голландской провинции Флеволанд Владимир Мартусь целый месяц провел на постройке аналогичного корабля в этой стране: "Петр недаром ездил в Голландию; там и сейчас одновременно в работе 4-6 таких проектов".<BR>Фрегат застрахован на $950 тысяч.<BR><BR><B>Помощники</B><BR>Владимир Мартусь уверен: очень важен тот факт, что большинство помогавших - меценаты, а не спонсоры: "Чувствуете разницу? Значит, действительно пришло время, и моя давняя мечта нужна сегодня не только команде "Штандарта".<BR>Всю современную проектную часть, "начинку" разработало петербургское Морское бюро машиностроения "Малахит".<BR>Балтийский завод изготовил гребные винты.<BR>Управление механизации №242 предоставило погрузочные платформы, а Морской порт - плавучий подъемный кран для спуска фрегата на воду. <BR>Некоммерческому партнерству помогли Volvo и Akzo Nobel, порт города Роттердам и Stichting DOEN, ABN-AMRO и KLM, British Airways и Ижорские заводы...<BR>В первое плавание на "Штандарте" пойдет команда строителей фрегата. <BR>Затем предполагается участие всех желающих - но на конкурсной основе.<BR>А еще в планах некоммерческого партнерства - воссоздание королевской яхты Петра Первого Royal Transport, подаренной ему в свое время Вильгельмом Оранским, учебные и тренировочные плавания на фрегате, создание экспозиции по истории судостроения и организация на Васильевском острове действующей верфи-музея под открытым небом "Петровское Адмиралтейство".