Обзор законопроектов, посвященных внешнеэкономической деятельности

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и Таможенный кодекс составляют основу российского внешнеэкономического законодательства.

<BR>Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и Таможенный кодекс составляют основу российского внешнеэкономического законодательства. <BR>Поэтому неудивительно, что поправки к этим документам проходят через законодателей долго и со скрипом. Впрочем, осторожность ветвей российской власти в этом вопросе вполне объяснима - если экономика страны зависит от экспортно-импортных операций, то изменения должны быть продуманы. <BR><BR><B>Изменения и дополнения в Таможенный кодекс РФ</B><BR>Один вариант новой редакции Таможенного кодекса был разработан группой депутатов Государственной думы, затем год прорабатывался в думском Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам и был направлен на заключение в Правительство Российской Федерации. <BR>Другой проект Таможенного кодекса разрабатывался ГТК России. Весной этого года проекты были объединены и в настоящее время находятся на повторном рассмотрении в Правительстве как совместный проект депутатов Думы и ГТК РФ. <BR>В объединенном проекте Таможенного кодекса в основном были учтены замечания и предложения ГТК, правовые нормы законопроекта адаптированы к нормам международного права, кроме того, в документ включены новые положения, апробированные в российской таможенной практике последних лет. <BR>В то же время некоторые, в том числе принципиальные, разногласия разработчиков новой редакции Кодекса с отдельными федеральными органами исполнительной власти до сих пор не устранены. В частности, не поддержана концепция "таможенной политики" (статья 2 проекта). <BR> Есть претензии и к структуре законопроекта. Так, считается неоправданным перенесение в Таможенный кодекс ряда разделов из действующего Закона РФ "О таможенном тарифе" (раздел III "Таможенная стоимость товара", раздел IV "Методы определения таможенной стоимости товара", раздел V "Определение страны происхождения товара"). <BR> Законопроект по-прежнему содержит большое количество диспозитивных норм и "отсылочных" статей по вопросам декларирования, лицензирования, определения перечней товаров, порядка оформления залога, внесения на депозит таможенных платежей и др., что позволяет таможенным органам самостоятельно решать многие правовые вопросы, затрагивающие интересы миллионов физических и юридических лиц.<BR> В настоящем виде законопроект не вполне отвечает нормам и положениям Всемирной торговой организации, что вряд ли допустимо в условиях взятого курса на скорейшее присоединение к ВТО. В частности, требует изменения статья 182 проекта, поскольку, в соответствии с положениями ВТО, размер сбора за таможенное оформление должен исчисляться исходя из объема работ, выполняемых таможенными органами, а не из стоимости оформляемой партии товара.<BR><BR>Изменения и дополнения в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"<BR>Разработчик законопроекта - Министерство по налогам и сборам РФ. Основную идею документа можно выразить одной фразой наиболее активного сторонника этой затеи Георгия Бооса: "Чтобы в стране появился валютный контроль, необходимо свести процедуру регистрации контрактов по экспортно-импортным операциям, процедуру платежа или поступления валютной выручки и процедуру поступления или вывоза товара из страны фактически в одни руки".<BR>Что касается внесения изменений и дополнений в действующий Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части расчетов по внешнеэкономическим сделкам, то такое поручение было дано Правительством Российской Федерации ряду федеральных органов исполнительной власти 9 апреля 1999 года (№ЮМ-П2-31пр). Суть поручения - в установлении нового порядка предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.<BR>В процессе проработки документов, регулирующих действующий порядок представления и получения резидентами отсрочки платежа, выявлена юридическая некорректность формулировок пункта 2 статьи 6 указанного закона. В то время как предоставление и получение отсрочки платежа производится сторонами по сделке, в порядке указанного пункта 2 статьи 6 закона говорится только о предоставлении разрешения (подтверждение законности) проведения валютной операции, связанной с отсрочкой платежа. Отсрочка платежа на срок более 90 дней, согласно подпункту "г" пункта 10 статьи 1 закона, относится к валютным операциям, связанным с движением капитала, и должна осуществляться в порядке, устанавливаемом Центробанком. <BR>Одновременно указанные операции (второй абзац пункта 2 той же статьи) подпадают под порядок предоставления и получения отсрочки платежа, определяемый Правительством РФ. <BR>Если учесть, что при импорте разрешение на отсрочку платежа резидентам не требуется (пункт 3, раздел 1 Положения Банка России "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24.04.96), получается, что порядок, который должно определить Правительство, будет распространяться только на экспортные операции. При этом переводы из России иностранной валюты для кредитования импортных операций на срок более 90 дней, согласно подпункту "е" пункта 10 статьи 1 закона, должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Центробанком.<BR><BR><B>Изменения и дополнения в ст. 193 Уголовного кодекса РФ</B><BR>Указанная статья Кодекса предусматривает уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих перечислению в уполномоченные банки Российской Федерации. Основным объектом действия этой статьи являются платежи, осуществляемые при экспортно-импортных операциях.<BR>Существуют два законопроекта о внесении изменений и дополнений в указанную статью. Первый был подготовлен Правительством РФ и содержит дополнения состава преступления "невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" квалифицирующими признаками. Законопроект рассматривался в первом чтении 18 июня 1999 года и был отклонен Госдумой. Второй проект был подготовлен и внесен на рассмотрение группой депутатов Думы и предусматривает усиление ответственности за незаконный оборот иностранной валюты. <BR>Государственная дума 18 июня 1999 года приняла законопроект в первом чтении.