00:0028 июня 199900:00
7просмотров
00:0028 июня 1999
В деловой среде алкоголь как способ "решать вопросы" постепенно выходит из моды.
<BR><BR>В деловой среде алкоголь как способ "решать вопросы" постепенно выходит из моды.<BR>Если человек, выпив две рюмки, падает без сознания - это не наш человек. Такова суть отношения к алкоголю генерального директора одного из петербургских заводов. И, хотя он совершенно не одинок, подписываться под такого рода суждениями нынче рискнет не каждый. <BR>"Алкоголизм в России - это культурная норма, - считает Ольга Аллахвердова, директор Центра разрешения конфликтов. - Если человек не пьет, это воспринимается как слабость, несостоятельность, немужественность".<BR>Именно имеющая длительную историю традиция отношения к "употреблению" подкосила не одну сотню из первой волны постперестроечных российских предпринимателей. Выжившие сегодня пересматривают многовековую философию. Однако бизнесмены, ставшие руководителями во времена более ранние, продолжают ее придерживаться. <BR>"К сожалению, в России часто говорят, что без водки ничего не решается. Особенно в провинции. Я думаю, - рассуждает Сергей Чефранов, директор представительства Heidelberg-СНГ "Петербург", - что это наследие прошлого, когда решения принимались властными, но некомпетентными людьми. Чем больше будет новых людей на ответственных постах в государстве и на предприятиях, тем меньше останется от этой "традиции".<BR>Ольга Аллахвердова рассказывает, что новое, более молодое поколение предпринимателей, с которым ей приходилось сталкиваться, пытается создать новую культуру и изжить пьянство на своих предприятиях. "Удается, если средний возраст сотрудников - до 35-40 лет, - считает она, - если же нет, старые традиции и сложившийся опыт не дают возможности избавиться от этого".<BR>Подавляющее большинство опрошенных "ДП" бизнесменов считает, что пьющий сотрудник - это беда для фирмы. При этом все сходятся во мнении, что определить как "пьющего" можно человека, который периодически теряет контроль над собой в процессе выпивания, либо не имеет сил отказать себе в выпивании, либо регулярно выпивает (определение Марины Бакановой, президента рекламного агентства S'TOP).<BR><BR>Пьющие, на выход!<BR>"Мы стараемся не работать с пьющими людьми. Пьющего сотрудника невозможно поставить на ответственные должности - мы не можем быть в нем уверены, он может в любой момент сорваться, запить, забыть о важных вещах - в итоге фирма будет в проигрыше. Сотрудники, в которых мы не уверены стопроцентно, не станут опорой для других сотрудников и фирмы в целом", - говорит Марина Баканова.<BR>"Пьющий сотрудник - беда даже для жилконторы, что уж тут говорить о банке, - согласен с ней Олег Петров, управляющий филиалом МДМ-банка в Петербурге. - Думаю, что такой недолго сможет проработать в банке, так как уровень ответственности, концентрации и решаемых проблем не позволяет расслабляться". "В аудиторской деятельности, - продолжает Юрий Ариненко, директор Северо-Западного филиала аудиторской фирмы "АРНИ", - пьянство просто гибельно, поскольку основа профессии - компетентность, ответственность и конфиденциальность, то есть качества, не присущие "вдетому" специалисту. Пьющий сотрудник - это, конечно, беда, и рано или поздно с ним придется расстаться - благо предложение на рынке труда довольно обширно".<BR>Именно последнее обстоятельство позволяет бороться с пьянством даже на старых промышленных предприятиях. Тамара Вдовина, директор по персоналу ОАО "Завод по переработке пластмасс им. "Комсомольской правды", рассказывает, что сейчас на предприятии готовится приказ, которым предписывается составление работниками объяснительных записок в случае появление на рабочем месте, на территории завода в нетрезвом состоянии или невыхода на работу без уважительной причины: "За первый случай непосредственный начальник письменно - на составленной работником объяснительной записке - предупреждает его, что повторение подобного факта влечет за собой увольнение по соответствующей статье. Кроме того, сотрудник лишается премии за текущий месяц, потому что должно быть и материальное наказание. Он расписывается в том, что с предупреждением ознакомлен. И это психологически накладывает на него ответственность за дальнейшее поведение. Ведь сегодня все понимают, что с подобной записью в трудовой книжке устроиться на хорошую работу будет очень трудно, потому что пьяниц сейчас нигде не берут".<BR>На ЛОМО в случае появления в нетрезвом виде составляется акт, который немедленно направляется в службу работы с персоналом. По словам Лазаря Залманова, помощника генерального директора по связям с общественностью, все акты ежемесячно анализируются. Результат - снижение фонда оплаты труда всего подразделения, сотрудник которого позволил себе на работе употребить. "Принятие мер непосредственно к виновникам относится к компетенции начальника подразделения, - продолжает Лазарь Залманов. - Бывают случаи увольнения по статье, но если работник обращается в наркологический центр и проходит курс лечения, ему, как правило, дается шанс".<BR>Штрафуют пьяных работников и в фирме "УльтраСтар". "Правда, непосредственный руководитель вначале выясняет, с чем связано злоупотребление алкоголем, - говорит менеджер по персоналу фирмы Наталья Кузнецова. - Если причина - в серьезной личной трагедии (например, развал семьи, смерть близкого человека), то сотруднику может быть оказана помощь, может быть предоставлен отпуск. Но при систематических нарушениях последует безусловное увольнение".<BR>Более категоричную позицию занимает менеджер, каждый день сталкивающийся с алкоголем, - бар-менеджер клуба "Олимпия" Георгий Мтвралашвили считает: пьющего сотрудника - и рядового, и менеджера - следует увольнять. С ним согласен Сергей Чефранов: "Такие случаи должны быть исключены, и от таких сотрудников надо избавляться". Сергей Спицын, главный врач санатория и президент гольф-клуба "Дюны", убежден, что пьющих сотрудников в фирме просто не должно быть, а если они появляются - от них следует избавляться: "На работе, мне кажется, просто не должно быть такой проблемы. Пить можно с друзьями - после работы, в выходные, когда это личное дело каждого".<BR><BR><B>Переговоры</B><BR>"Несколько лет назад, - продолжает Сергей Спицын, - я был в составе делегации в Китае. Китайцы поили нас с вечера нещадно, а утром, на переговорах, ничего не давали пить. Это был очень полезный опыт: в такой ситуации человек подпишет, что угодно, пойдет на невыгодные для него условия. Другое дело, что одной стороне такой прием помогает, а другой - вредит. В офисе должно быть все - на всякий случай, но это не значит, что алкоголю есть место в деловых отношениях. На переговорах сейчас вообще практически никто не пьет, потому что цена ошибки в ходе переговоров очень велика. И потом, сейчас становится очень важно твое слово в ходе переговоров, а не только то, что ты подписал. Сегодня уже нельзя, как несколько лет назад, отказаться от протокола о намерениях или произнесенных вслух предложений - растет значимость слова бизнесмена".<BR>"Конечно же человека в состоянии опьянения легче на что-то уговорить, - говорит Марина Баканова, - но я предпочитаю честный и открытый бизнес, предпочитаю договариваться с партнерами, которые представляют все в реальном свете, отвечают за свои слова и поступки и не раскаиваются в достигнутых соглашениях".<BR>Юрий Ариненко также считает, что в офисе могут быть самые разнообразные напитки на всякий случай, но гораздо важнее, чтобы сам офис располагался в престижном районе и был со вкусом оформлен: "На втором десятилетии строительства капитализма уже никого не удивишь ни изысканным приемом в "Астории" или в "Европе", ни тем более полным ассортиментом в офисном баре, а презентации уже просто вызывают изжогу. Я не припомню случая, чтобы алкоголь сам по себе помог в разрешении конфликта с конкурентом или сотрудником - это было бы слишком просто. Алкоголь, по-моему, может служить хорошим фоном при потенциально положительном настрое собеседников, а в установлении контакта для последующего развития деловых отношений он помогал неоднократно".<BR>"Никогда не пытался, - категоричен Олег Петров, - решать конфликтные ситуации с помощью алкоголя, как и налаживать контакты на деловых переговорах. Другое дело, когда конфликты улажены, переговоры завершены, - это как закрепляющий фактор".<BR>"Бизнес, - говорит Алексей Белявский, президент фирмы "Ангелина", - это серьезно, а время показывает, что мы не только все время идем по лестнице вверх. Бывают взлеты и падения. Алкоголь - одна из причин падения. Поэтому в деловых отношениях сейчас очень многие начинают обходиться без спиртного". <BR><BR><B>Мода и норма</B><BR>"Престиж на баре не основывается, - уверен Александр Мельников, генеральный директор фирмы "Телиа ИнфоМедиа". - Мода на алкоголь если и была, то прошла. А допустимые виды и количество алкоголя на различных мероприятиях зависят от страны, повода, вида приема".<BR>Алексей Белявский считает, что каждый должен сам определять для себя и виды, и количество спиртного: "Думаю, на приемах могут быть легкое вино или бокал шампанского. Но вообще алкоголь выходит из моды в деловой среде. Последние 4-5 месяцев я обратил внимание, сколько бизнесменов увлеклись спортом. Помню, что многие люди на заре нашего предпринимательства были тучными. А теперь многие понимают, что, зарабатывая деньги, можно тратить их не на то, чтобы решать вопросы "через алкоголь", а на то, чтобы хорошо себя чувствовать и хорошо выглядеть. Если бизнесмен не "повернут" на спорте, у него другое увлечение - кто-то фотографирует, кто-то рисует..."<BR>Лазарь Залманов полагает, что алкоголь на деловых встречах уже считается дурным тоном, а Сергей Чефранов не готов ответить на вопрос о моде: "Не знаю. Но у нас есть хороший коньяк, а вот минеральной воды нет. На мероприятиях и праздниках не нужно очень много алкоголя. Не должно быть даже намека на опьянение, только удовольствие от вкуса".<BR>Георгий Мтвралашвили категорически не согласен: "Алкоголь в деловой среде моден и должен обязательно присутствовать в офисе". Поддерживает его Олег Петров: "Деловая среда, как и людские отношения, мало меняется с годами. Думаю, что даже сильно пьющие люди никогда не признают это "модным" - скорее объяснят "необходимостью".<BR><BR><B>Лигрил и имидж</B><BR>Сергей Власов, начальник отдела системной интеграции ЗАО "Ниеншанц", на официальных мероприятиях и корпоративных праздниках предлагает ограничиться шампанским и коньяком "в количестве не более 5 лигрил (лигрил - это количество литров "огненной" жидкости на одного человека, умноженное на градусы этой же жидкости)".<BR>Наталья Киселева, менеджер по рекламе и PR "УльтраСтар", не считает нужным впадать в крайности: "Зачем отказываться от алкоголя в баре вообще, если какой-нибудь клиент может этого и не оценить? Нужно просто любой, даже проблемный, продукт (алкоголь, сигареты) поставить на службу своему имиджу". Юрий Ариненко уверен, что сегодня уже трудно удержаться на плаву только потому, что ты - хороший парень в компании, "свой в доску": "Роль алкоголя в достижении каких-то деловых целей сегодня, по-моему, меньше, чем в советское время. И это радует. А виды алкоголя могут быть любыми, кроме "ларьковых", так как некачественный алкоголь может сильно подпортить репутацию фирмы".<BR><BR><B>Праздники </B><BR>Единственным принципом, по мнению Марины Бакановой, может служить выражение "пей, да знай меру": "Никогда, ни в каких ситуациях не должна потеряться суть самого мероприятия". В компании "УльтраСтар", рассказывает Наталья Киселева, вопрос был однозначно решен в пользу легких напитков - вина, шампанского и безалкогольных: "У нас большая компания, и во время праздника достаточно трудно было бы проконтролировать поведение более 400 человек, если бы им всем была дана возможность пить крепкие напитки".<BR>ОАО "Завод по переработке пластмасс им. "Комсомольской правды" традиционно отмечает не только 8 Марта и Новый год, но и профессиональный праздник - День химика. "У нас это очень торжественное мероприятие, - рассказывает Тамара Вдовина. - Пьяных не было, потому что мы сделали все, чтобы подчеркнуть важность происходящего, - чествовали старейших сотрудников, поздравляли. И люди понимают, что это - праздник, а не пьянка".<BR>"Корпоративная культура нашей международной фирмы, - говорит Александр Мельников, - предусматривает здоровый образ жизни. Но говорят: "Пьян, да умен - два угодия в нем". Главное - это творческий, эффективный труд. А трезвый дурак - это пошло".