ПУБЛИЧНЫЕ КОМПАНИИ ПЕТЕРБУРГА НЕ ДЕМОНСТРИРУЮТ ФАНТАСТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Газета "Деловой Петербург" совместно с финансовой группой "Гамма" подготовила третий рейтинг региональных публичных компаний. Рейтинг показал, что в 1998 году наиболее уверенно себя чувствовали предприятия пищевой промышленности, особенно пивовары. На это

<BR><BR>Газета "Деловой Петербург" совместно с финансовой группой "Гамма" подготовила третий рейтинг региональных публичных компаний. Рейтинг показал, что в 1998 году наиболее уверенно себя чувствовали предприятия пищевой промышленности, особенно пивовары. На этот раз ранжирующим показателем рейтинга выбрана выручка от реализации компаний. <BR>В 1997-1998 годах основным показателем рейтинга "ДП-50" была рыночная капитализация предприятий, то есть суммарная стоимость находящихся в обращении акций компании. <BR>Однако в связи с коллапсом фондового рынка (рынок региональных акций до сих пор не ожил) корректно рассчитать капитализацию компаний достаточно проблематично. В связи с этим рыночную капитализацию "ДП" в рейтинге не рассчитывает. <BR>К сожалению, в рейтинге представлены не все компании, которые смогли бы занять в нем место. Компании в рейтинге выбраны по следующим критериям. <BR><BR><B>Критерии рейтинга</B><BR>Во-первых, по организационно-правовой форме все представленные в "ДП-50" предприятия являются открытыми акционерными обществами (публичными компаниями). В этом случае их деятельность должна быть открыта для общественности, в отличие от предприятий других организационно-правовых форм (например, ЗАО и ООО). То есть их акции без ограничений могут обращаться на вторичном рынке. Компании являются приватизированными предприятиями. <BR>Во-вторых, местонахождением головного офиса компании является Петербург. <BR>В-третьих, сферой деятельности рейтингуемых компаний не должно быть предоставление финансовых, страховых и подобного рода услуг. <BR><BR><B>Компании боятся. Непонятно чего</B><BR>Мы оставили за собой право не включать в список компании, формально удовлетворяющие приведенным выше критериям, но "непрозрачные" - данными по их финансовым показателям ни один из использованных нами источников информации не располагал. <BR>Некоторые компании наотрез отказались участвовать в рейтинге, несмотря на то что "ДП" делал письменные запросы и призывал их через газету. Более того, балансы ряда обществ "ДП" не получил, даже являясь их акционером (на заметку Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг). Кроме того, ряд компаний забюрократизировали процесс получения информации акционерами до предела. Так, они требуют письменные запросы, на которые очень не спешат отвечать. <BR>Другие компании не захотели участвовать в рейтинге из-за того, что считают собственные результаты по итогам года не заслуживающими внимания общественности (то есть плохими). <BR>Несмотря на это, рейтинг, особенно верхняя его часть, оказался информативен и отражает основные тенденции, произошедшие в экономике города за 1998 год. <BR><BR><B>Основные показатели</B><BR><B>1. Выручка от реализации</B><BR>Объем продаж показывает масштабы деятельности компании. В Петербурге считанные единицы публичных компаний в 1998 году имели высокий по российским меркам годовой объем продаж. Это объясняется отсутствием в городе сырьевых компаний и холдингов. <BR>Результаты по итогам 1998 года показывают, что немногие компании успели зафиксировать произошедшие изменения в экономике (главным образом, девальвацию рубля) в своих бухгалтерских документах. Несмотря на то что рост выручки почти у всех предприятий должен был серьезно увеличиться, по итогам года у многих это незаметно. <BR>Причины. Во-первых, стоимость продукции многих предприятий в долларовом выражении упала, а у некоторых сохранилась на уровне до августа 1998 года в рублевом выражении. Во-вторых, контракты, учитываемые в балансах, заключались еще по докризисным "рублевым" ценам. <BR>Стабильны в этом отношении стали акционерные монополисты, тарифы которых зависят от решений властей, а не от экономической конъюнктуры. Так, "Ленэнерго" при 4-кратном росте курса доллара увеличило реализацию за год всего на 2,5%. Немногим лучшими показателями отличились связисты: "Петербургская телефонная сеть" (3,4%), ММТ (8,9%), "Лен-связь" (6,5%). <BR>Единственной отраслью, предприятия которой смогли отразить в своих балансах положительные конкурентные изменения 1998 года, стала пищевая промышленность. <BR>Почти все предприятия сумели улучшить свои результаты по итогам 1998 года очень значительно по сравнению с 1997 годом. Самое яркое исключение - ОАО "Самсон". <BR>Особенно отличились пивовары. При наличии абсолютного роста у всех пивоваренных компаний наиболее значительный относительный рост выручки от реализации показал Комбинат им. Степана Разина (в 6 раз). Однако, с другой стороны, более заметного успеха добилась Пивоваренная компания "Балтика", рост реализации которой превысил 1 млрд рублей (86%). Для сравнения: абсолютный рост выручки "Степана Разина" составил 447 млн рублей. <BR>В 1999 году пивовары, однако, могут столкнуться с существенным падением сбыта и перестать быть лидерами рейтинга компаний "ДП-50". <BR>Предприятия же, которые закончили кризисный год с падением рублевых показателей объема продаж, можно смело причислить к депрессивным. <BR><BR><B>2. Балансовая прибыль</B><BR>Лидерство в объеме производства не всегда означает лидерство и в объеме полученной прибыли - конечном результате любого бизнеса. В то же время компании в ряде случаев стремятся минимизировать балансовую прибыль с целью ухода от налогов. Поэтому показатель балансовой прибыли вряд ли может много сказать о рыночных позициях предприятия. Расстановку лидеров по прибыли изменяет разница в структуре себестоимости продукции предприятий разных отраслей. <BR>Мы не стали включать в рейтинг показатель чистой прибыли, так как он коррелирует с показателем балансовой прибыли. <BR>Наиболее достоверную информацию может дать анализ двух основных показателей, указанных в рейтинговой таблице (выручка и прибыль), а также их динамика. Так, наиболее успешными могут считаться компании, у которых по итогам 1998 года выросли и выручка от реализации и балансовая прибыль. Среди таких компаний - Комбинат им. Степана Разина, "Балтика", 1-я Петербургская макаронная фабрика, Ижорские заводы, Ленинградский металлический завод, Северо-Западное пароходство, "Петролеспорт" и некоторые другие. <BR>Реальные показатели благополучия предприятий могут быть не отражены в бухгалтерских балансах: существует масса схем, по которым компании уходят от налогообложения и переводят прибыль на сторонние структуры. <BR><BR><B>3. Валюта баланса</B><BR>Для более полного ознакомления с картиной петербургских компаний в таблице дан также показатель валюты баланса. Она приблизительно равна их активам, так как нематериальные активы и непокрытые убытки составляют очень незначительную долю их активов. <BR>Активы компании во многом дают представление о ее промышленном потенциале. В рейтинговой таблице также есть данные по уставному капиталу компаний и его структуре, так как интерес к рынку акций петербургских компаний может через некоторое время пробудиться (оживление рынка российских акций уже произошло). В случае наличия твердых котировок акций уместно будет рассчитывать рыночную капитализацию компаний. <BR>"ДП" благодарит за оказанную поддержку в составлении рейтинга Екатерину Мазмилкину и Дмитрия Геркусова (финансовая группа "Гамма").