Сыры делят российский рынок

Год назад объемы импорта сыра с приходом теплого времени года падали несколько раз (с 6-7 тыс. т в месяц до 2-3 тыс. т). В этом году даже их зимний уровень намного ниже (около 1 тыс. т в месяц).

<BR>Год назад объемы импорта сыра с приходом теплого времени года падали несколько раз (с 6-7 тыс. т в месяц до 2-3 тыс. т). В этом году даже их зимний уровень намного ниже (около 1 тыс. т в месяц).<BR>Однако вплоть до мая импортеры продолжали поставки в том же темпе, что и в начале года. Причина тому - остающийся стабильным спрос. Холодная весна задержала выход на рынок свежей отечественной продукции, и потребители проголосовали за импорт. Немалую роль в таком раскладе сыграли беспрецедентно низкие цены на Западе. Благодаря субсидиям стоимость сыров массового спроса (Edam, Gouda) лишь незначительно превышала стоимость самого ликвидного из отечественных сыров - "Российского" (на начало июня 61 руб. против 59 руб.). <BR>До сих пор импортеры поддерживали примерно тот же темп снижения цен, что и поставщики отечественных сыров. Но делали они это только за счет своей маржи, которая сейчас упала ниже отметки 5%. За 2 последних месяца вышеупомянутые марки сыра подешевели примерно одинаково - на 10%. Естественно, что это автоматически приводит к отсеву более мелких импортеров, т.к. существовать на такой марже при гораздо более высоком уровне издержек, чем у наших поставщиков, могут себе позволить только компании с большим оборотом. Длительный закупочный цикл (покупка, доставка, растаможивание и т.п.) диктует компаниям необходимость сокращать издержки всеми известными способами. Другими словами, время неорганизованной торговли кануло в Лету. Приобретают актуальность такие задачи, как управление складскими запасами, ассортиментной и ценовой политикой и т.п. <BR>Характерный пример. Если зимой основная ставка делается на массовый сыр, который успешно конкурирует с отечественной продукцией, то летом импортеры начинают менять свой ассортимент в сторону более дорогих сыров, аналогов которым внутри страны нет. Это сыры типа Maazdam, Tilziter и элитная продукция. Интересно, что сокращение ввоза деликатесной продукции после кризиса было настолько сильным, что спрос (как, например, сейчас) местами даже превысил предложение. <BR>Конкуренция здесь сейчас слабая, и можно не сомневаться, что именно летом интерес к поставкам таких сыров вновь проявится. Тем более что при относительно небольших оборотах маржа здесь значительно выше (20% и более), что объясняется особым статусом потребителей (рестораны, гостиницы, валютные бары и т.п.). <BR>Наиболее сильные импортеры даже после кризиса поддерживали весь ассортимент сыров, что позволило им до сих пор удерживать свои обороты примерно на одном уровне. <BR><BR><B>Рокировки</B><BR>Другая интересная особенность, проявившаяся в этом году, состоит в том, что наблюдается встречное движение между импортерами и отечественными производителями. Первые включают в свой ассортимент российские марки, а вторые не "брезгуют" импортом. По большому счету они никогда не были конкурентами ни по месту на рынке, ни по времени своего появления на нем. Скорее, дополняли друг друга. У них разные козырные карты. Импорт отличается качеством, а российская продукция обеспечивает частичную валютную независимость. Таким образом, компании в известной степени страхуют свой бизнес от непредсказуемых изменений внешних условий. При сложившемся стоимостном раскладе и та и другая продукция взаимно друг друга дополняет. Более того, нет даже особого резона в том, чтобы увеличивать поставки отечественной продукции на рынок, т.к. она может просто не найти покупателя (особенно если учесть возможное подорожание молока из-за уменьшения поголовья и весенних холодов). <BR>Новозеландская продукция оставалась на одном валютном уровне ($2,47), а рублевые цены менялись в соответствии с текущим курсом доллара. И теперь уже вряд ли они изменятся вообще, поскольку новых поставок пока нет. Оно и понятно. В Новой Зеландии сейчас зима и объемы производства снижаются. Спрос продержался до конца мая. НЗМС закрывает марку Ferndaile, поскольку спрос на фасованную продукцию не покрывает издержек. Если до кризиса разница в цене по отношению к нефасованной продукции доходила до 10%, то сейчас она сошла на нет. Потребитель перестал смотреть на упаковку. Возобновились продажи крупновесового сыра (10, 20 кг) в магазины, где его попросту нарезают. <BR><BR><B>Балтийская агрессия</B><BR>Неожиданным оказался майский спрос и для прибалтийских поставщиков. Объемы продаж в мае превысили зимний уровень. Возможно, одной из причин стала концентрация поставок в руках одной-двух фирм, которые скупают на корню все объемы, предназначенные для России. Результаты налицо - прибалтийский сыр лежит на прилавках любого уважающего себя магазина и начинает продавать себя сам. Отличаясь стабильно высоким качеством при сопоставимых ценах, он занимает ту же нишу, что и европейская продукция. Сейчас прибалтийские заводы начинают делать закладки на зиму, когда спрос на их продукцию особенно велик. Разница в ценах между одноименными марками ("Рокишкис" и "Российский") доходит до 5 руб., а летом наверняка превысит порог 10 руб., за которым потребитель начинает предпочитать отечественную продукцию. Именно поэтому прибалтийский сыр на 90% своих объемов продается в Москве, ведь рублевые цены здесь полностью зависят от валютного курса. Причем к тому же летом снимаются дотации в самой Прибалтике (до 70% всей производимой продукции прибалтийские поставщики вывозят в Россию, в основном осенью и зимой).<BR><BR><B>Россия</B><BR>Отечественные производители не ждут каких-то сюрпризов. Цены снижаются и будут снижаться. Первый сигнал поступил уже в первую неделю июня, когда закупочные цены упали сразу на 10-15%. Здесь полная зависимость от баланса спроса и предложения. Как только дилеры перестают успевать продавать имеющиеся у них объемы в том же темпе, что и раньше, первыми реагируют сами производители. Единственное отличие нынешнего сезона - задержка по срокам. Что касается ассортимента, то за 2 месяца он вырос с пяти до семи видов. Но его расширение, как правило, не влечет за собой появление на рынке качественно иных видов. <BR>В большинстве случаев это своебразное прикрытие нестабильной технологии (когда сыр не дотягивает до ГОСТа, ему приваивается другое имя, где требования не столь строги). С другой стороны, есть примеры, когда завод продвигает свою запатентованную марку ("Посад", "Слобода" и др.). <BR>Не имеет аналогов только сыр "Колбасный". С точки зрения трейдеров, само его существование очень важно, поскольку он имеет предельно низкую цену и пользуется стабильным спросом в регионах, хотя его производство в большинстве своем убыточно для производителей. Ценовым же ориентиром для производителей по-прежнему остается импортный сыр.<BR><BR><B>Прогноз</B><BR>Депрессия продолжается в этом секторе рынка все лето. И ценам просто некуда деваться от этой напасти. Год назад они снизились к середине августа на 5%. Массовые поставки отечественных сыров при относительно небольшом сроке их хранения провоцируют поставщиков на резкие движения, поэтому нижняя граница цен может быть сколь угодно низкой, но вряд ли она будет ниже 50 руб. <BR>Падает летом и спрос. Обороты компаний уменьшаются на 30-50%. Импортеры временно снизят объемы ввоза, примерно в 2-3 раза. Но даже летом сыр остается более ликвидным продуктом, чем масло. <BR>Ожидать падения цен не стоит. Если проводить аналогии с прошлым годом, то стоимость отечественного сыра за июнь и июль упала примерно на 15-20%. Эти же ориентиры надо иметь в виду и в этом году. Иными словами, ему не будет альтернативы уже при цене 50-55 руб.<BR>Журнал "ОПТОВИК", специально для "Делового Петербурга"