00:0012 мая 199900:00
21просмотров
00:0012 мая 1999
Рынок овощных консервов в том виде, в котором он существовал до кризиса, умер. Обороты крупных операторов упали на порядок.
<BR>Рынок овощных консервов в том виде, в котором он существовал до кризиса, умер. Обороты крупных операторов упали на порядок. <BR>Поставки приняли выборочный характер, а объемы разовой партии резко снизились. Валютный товар сейчас поставляется только по необходимости, а сезонный фактор не является единственным критерием для изменения темпа поставок. Основные позиции ассортимента - горошек, кукуруза и огурцы. Остальные по объемам продаж даже близко не стоят. В прайс-листах оптовых компаний заметных изменений не произошло, так как остальные виды овощных консервов наличествуют на складах, хотя и в небольших количествах. Безусловно, от чего-то компаниям пришлось отказаться, например от редких и деликатесных видов. Кроме того, ассортимент явно сократился в пользу более мелких фасовок (200-400 г). Крупный опт умирает. <BR>Главная причина всех бед в том, что овощные консервы выпали из списка продуктов повседневного спроса. Резкое падение оборотов при минимальной марже на оптовых операциях поставило большое число компаний в безвыходное положение. Их количество сократилось на треть. Такое сокращение является едва ли не самым большим среди всех наблюдаемых нами секторов рынка. В то же время в этот сектор продвигаются компании, ранее специализировавшиеся на других консервах (молочных, рыбных, мясных), крупах и макаронах. Сегодня практически не осталось компаний, которые бы работали только с овощными консервами.<BR>Ценовые ограничения заставляют трейдеров искать товар внутри страны. Почти все крупные компании в том или ином виде сейчас поставляют отечественную плодоовощную продукцию на московский рынок. Пожалуй, сам факт ее присутствия здесь стал маленькой сенсацией, а доля ее предложений за короткий срок выросла с 0 до 10%. <BR>Поставки, впрочем, носят дополняющий характер, и ни о каком вытеснении венгерской или болгарской продукции речь не идет. Это кабачковая икра, наборы для супов (щи, борщ, солянка), салаты, закуски и т.п. Пока эта продукция проходила по цене, но предсказать ее дальнейшую судьбу довольно сложно - все зависит от стоимости сырья. Да и с регулярностью поставок очевидные проблемы. <BR>Уже сейчас производители отсылают поставщиков на август. Нет сырья, хотя в начале сезона они предлагали примерно 40 видов продукции. Предлагали и до кризиса - в то время эта продукция примерно соответствовала по цене венгерской, но по качеству уступала. Поэтому за ней оставались местные рынки, где важным стал аргумент близости этой продукции к традиционным блюдам русской кухни. <BR>Кризис помог российским производителям преодолеть региональную ограниченность, и уже сейчас они задумываются и над внешним видом, и над содержанием своей продукции, чтобы успешно продвигать ее на общероссийский рынок. <BR>В следующем сезоне производители обещают нормальные этикетки, винтовые крышки, соблюдение стандартов в размерах (те же огурцы засовывают в банки как придется, а если не влезают, просто обрезают и т.п.). <BR>Вот со стеклом сложнее. В России всего три стекольных завода, и ассортимент их продукции остается неизменным на протяжении десятков лет. Самые ходовые банки - 500 и 650 г, мягко говоря, очень невыразительны, а большие (1 и 3 л) неудобны при транспортировке, да и для покупателей менее привлекательны. За последние годы покупатели уже привыкли к тому, что можно купить столько товара, сколько нужно, чтобы не мучиться с его хранением. <BR>По общему мнению трейдеров, в следующем сезоне и отечественная продукция, и овощная консервация производства стран СНГ (Молдова, Белоруссия, Украина) займут все вместе по указанным выше причинам не более 5% рынка. Остальное завезут Венгрия, Болгария, Польша и Италия, если смогут дать приемлемые цены. <BR>Сейчас они предлагают суперцены, которые примерно наполовину ниже обычного их уровня. <BR>Впрочем, это дорога с двусторонним движением. Венгры, например, последние годы усиленно наращивали свое производство именно в расчете на российский рынок и теперь страдают от перепроизводства. Для них низкие цены стали необходимым инструментом для того, чтобы не потерять российский рынок. <BR>Тем более что у них есть пример такой потери - рынок соков, где их продукция занимала нижнюю ценовую нишу. <BR>После кризиса российские производители выстроили довольно грамотную ценовую политику (несмотря на большую долю валютных составляющих - концентраты, упаковка, оборудование и т.п., они удерживали низкие цены) и за несколько месяцев полностью вытеснили импорт из оптового оборота. <BR>Конечно, с овощными консервами сложнее. Нужно выстроить целую технологическую цепочку - начиная с поля и кончая переработкой. Именно ее отсутствие и сдерживает инвестиции в перерабатывающую отрасль. <BR><BR><B>Таможня давит</B><BR>В марте рынок испытал временный дефицит импортной продукции, связанный с таможней. Почти у всех импортеров по вине последней возникли задержки с оформлением, достигавшие месяца. Рынок отреагировал на это некоторым ослаблением ценовых ограничений. <BR>К прямому росту цен это не привело, однако условия для получения скидок были ужесточены, или же скидки были вовсе отменены. Падение внешнеторгового оборота и связанное с этим сокращение таможенных сборов заставили ГТК более жестко работать с оставшимися импортерами. Ряд проверок в крупных торговых структурах вскрыл большое количество контрабандного товара. Ни для кого не было секретом, что некоторые компании ввозят товар, минуя таможню, что позволяло предлагать низкие цены. После предпринятых таможней мер наступила пауза. <BR>В апреле, впрочем, ситуация стала нормализовываться, и по некоторым позициям цены даже поползли вниз, так как рынок испытывал избыток их предложения (прежде всего это огурцы и кукуруза). Судя по всему, близится к концу и распродажа запасов, сделанных еще до кризиса. Именно их присутствие на рынке чаще всего было причиной демпинга.<BR>Сейчас начинается сезонное снижение спроса, объемы продаж постепенно уменьшаются (на 20% от зимнего уровня). За последние 2 месяца снизились цены практически на все виды консервов. Например, зеленый горошек подешевел на 4%, кукуруза - на 3%, лечо - на 1%, огурцы - на 8%, перец - на 9%, помидоры - на 2%, паста - на 5% и т.п. Первое место по поставкам овощных консервов в Россию удерживает Венгрия, хотя объемы здесь сократились наиболее радикально - с 17,5 тыс. тонн в декабре до 3,8 тыс. тонн в феврале. Дальше идут Италия (2700 тонн) и Иран (1938 тонн). Первая поставляет самые дешевые в своем классе консервы типа фасоли, зеленого горошка, томатов и т.п. А вот иранские поставщики специализируются исключительно на ввозе томатной пасты, которая после кризиса превратилась в сырье для производства кетчупов. <BR>Поставки из Болгарии тоже сокращаются, но постепенно (с 1100 тонн в декабре до 600 тонн в феврале).<BR><BR><B>Прогноз</B><BR>Начиная с середины июня и до середины августа спрос на овощные консервы "впадает в сон", объемы продаж по сравнению с благополучной зимой падают на порядок. Учитывая, что только-только закончилась распродажа того, что было ввезено в страну до кризиса, говорить о новых поставках даже неприлично. <BR>Отечественные производители до августа тоже покидают рынок. В апреле-мае будет наблюдаться постепенное снижение оборотов с незначительным всплеском продаж на майские праздники. Большинство компаний уже готовит запасные аэродромы для лета. Чаще всего их выбор останавливается на других консервах отечественного производства (мясных, рыбных, молочных), а также на крупах и сахаре, так как для устойчивости любой компании на оптовом рынке сейчас необходимо наличие в ассортименте прослойки ликвидной отечественной продукции. <BR>Спрос настолько узок, что в Москве нешуточной стала проблема вложения свободных денежных средств. Некоторые полагают, что привлекательным в этом смысле остается рынок кетчупов, особенно в самой нижней ценовой нише, которую уже покинули и вставшие на ноги отечественные производители (уровня "Балтимор").<BR>Журнал "Оптовик" специально для "ДП"