00:0026 апреля 199900:00
10просмотров
00:0026 апреля 1999
Спрос на сыр в феврале - марте не оправдал ожиданий участников рынка, оказавшись наполовину меньше уровня, на который они рассчитывали.
<BR>Спрос на сыр в феврале - марте не оправдал ожиданий участников рынка, оказавшись наполовину меньше уровня, на который они рассчитывали. <BR>А ведь именно зимние месяцы позволяют трейдерам торговать с нормальной маржой и на приемлемых оборотах. Летом чаще всего приходится отдыхать. <BR>Причина, скорее всего, в том, что сыр перестал быть продуктом "на каждый день". Его стали покупать по случаю. Объем одной оптовой покупки упал до сотни, а то и нескольких десятков килограмм, что также указывает на низкую ликвидность. В общем, сыр стал деликатесом. Более того, если раньше российские сыры не имели проблем с продажей, то в нынешнем сезоне именно отечественный сыр попал в категорию труднопродаваемых продуктов. <BR>Все дело в высокой стоимости при низком качестве. Такой сыр, как правило, готовится в это время года по ускоренной технологии, часто течет, и трейдеры шутят, что для придания товарного вида ему не помешает отлежаться на складе месяц-другой. За последние 2 месяца средний ассортимент сыров вырос с трех до шести видов и практически достиг летнего уровня. Причем чаще всего это сыры-скороспелки. Однако стоимость даже таких сыров продолжает расти, уже сравнявшись с аналогичной импортной продукцией. Например, цена сыра "Пошехонский" сейчас практически совпадает с ценой самых дешевых импортных марок Gouda и Edam. Изобилие, конечно, видимое, поскольку низкий уровень зимнего спроса спровоцировал накопление резервов у производителей и поставщиков. В этих условиях и те и другие предпринимают попытки найти новые ниши.<BR><BR><B>Утраченные иллюзии</B><BR>Российские производители не воспользовались шансом отнять долю рынка у импортеров. Сразу после августовского кризиса спрос на импортный сыр упал практически до нуля и нужно было совсем немного для того, чтобы развернуть потребителя в сторону отечественной продукции: сохранить приемлемые цены и стабильно поставлять на рынок продукцию. Ни того, ни другого сделано не было. Вместо этого вниманию публики был предложен ветхозаветный спектакль с банальным дефицитом и регулярными провалами в поставках. А на десерт - бешеный рост цен, которые в результате догнали более качественную импортную продукцию. <BR>В итоге импортная продукция не только не покинула рынок, но и пользуется устойчивым спросом. Правда, в ряду импортеров произошли изменения. Значительно упали объемы поставок сыра из стран ЕС (Германия, Нидерланды), что объясняется высокими ценами на эту продукцию (в декабре из Германии было ввезено всего 90 т). Основной объем импорта пришелся в декабре и январе на Новую Зеландию (ежемесячно свыше 2 тыс. т). Одновременно увеличился импорт из Прибалтики и Польши.<BR><BR><B>Мина для агрессора</B><BR>Проблемой для импортеров остается высокий курс доллара. Большинство импортеров сейчас работает на нулевой рентабельности, желая лишь сохранить свое присутствие на рынке. По общему мнению, на рынке стало очень тяжело работать и вследствие высокой конкуренции. Региональная оптовая торговля умерла: возить в регионы импортный сыр сейчас стало бессмысленно. На коне оказались те структуры, которые серьезно занимались созданием дистрибьюторской сети. <BR><BR><B>Цифры</B><BR>За последние 2 месяца насыщенность рынка выросла с 25 до 55%, что указывает на низкий спрос и начавшиеся поставки сыров из свежих закладок. Разброс цен крайне невелик и не превышает 20%. Средние цены выросли на 5%, а доля отечественных предложений за это же время выросла с 15 до 30%. Самыми доходными в мелкооптовой торговле остаются наиболее дешевые отечественные сыры - "Колбасный", "Пошехонский". <BR>Спрос на сыр станет снижаться в апреле, однако на ценах это скажется ближе к лету, когда начинаются массовые поставки отечественных сыров. В ближайшие 2 месяца можно ожидать некоторого снижения цен главным образом за счет маржи оптовиков (в пределах 10%). <BR>Насыщенность рынка будет расти. Скорее всего, лето для оптовиков будет жарким и будет сопровождаться затовариванием рынка вкупе c ценовой войной. Продажи в это время года резко снижаются и большинство импортеров фактически сворачивает поставки. Доминирование отечественной продукции должно привести к массированному снижению цены до уровня 35-40 руб./кг.<BR><BR>Журнал "ОПТОВИК" специально для "Делового Петербурга".