00:0019 апреля 199900:00
16просмотров
00:0019 апреля 1999
Рынок сливочного масла - в депрессии. Зимний сезон 1998/99 года настолько отличается от предыдущих, что впору говорить о новой структуре рынка.
<BR>Рынок сливочного масла - в депрессии. Зимний сезон 1998/99 года настолько отличается от предыдущих, что впору говорить о новой структуре рынка. <BR>Если в прошлые годы зимние месяцы сопровождались тотальной нехваткой отечественного масла и массовыми закупками импортной продукции, то в этом году импорта на рынке практически не ощущалось. Дефицита масла сейчас нет - насыщенность рынка предложениями хоть и снизилась за последние 2 месяца с 70 до 55%, продолжает оставаться весьма высокой для этого времени года. А вот что действительно выглядит необычно, так это ценовая динамика. За последние 2 месяца не было недели, чтобы цены не снизились. Результат - они "похудели" на 9%. А доля отечественных предложений к началу апреля... выросла с 30 до 45%. Причина ясна: жировые смеси, занявшие самую большую долю рынка (15-20% предложений). <BR><BR><B>Причины</B><BR>Нехватка молока вынуждает даже крупные заводы заниматься незамысловатой операцией - брать импортное масло с жирностью 82%, добавлять растительных жиров и получать на выходе смесь с требуемой жирностью 72%. На эту продукцию существуют ТУ. Беда, однако, в том, что они не соблюдаются сплошь и рядом. Качество очень нестабильное, а отсутствие признанных марок позволяет неплохо зарабатывать подпольным цехам, где технология соблюдается на глазок. Для получения сертификата предъявляется удобоваримая продукция, а на продажу идет совсем другая. Качество сильно отличается даже от партии к партии. Трейдеры утверждают, что в стране остались считанные заводы, предлагающие ГОСТовскую продукцию. Остальные перешли на смеси. Пускаться во все тяжкие заставляет сам потребитель, который не в состоянии купить настоящее масло. Низкая цена - главная цель производителя. Сейчас настоящее масло стоит около 50 руб., а сделанное по ТУ - 42 руб., к лету оно может подешеветь вообще до 30 руб. Эта продукция заполонила все каналы реализации - начиная с мелкооптовых рынков и кончая супермаркетами. Она имеет полное право на существование. Более того, эта продукция уже давно присутствует на рынке под импортными марками. Грустно другое: она продолжает подаваться потребителю как масло, никакого отношения к нему не имея. Например, аналогичные импортные продукты в сертификатах называются, как и положено, маргарином. <BR><BR><B>Новый год</B><BR>По отзывам трейдеров, февраль и март, как ни странно, оказались значительно более благоприятными по спросу, чем январь. Сейчас продажи вышли на обычный для этого времени года уровень. Причем увеличились продажи и у тех поставщиков, кто специализируется исключительно на ГОСТовской продукции. За отсутствием таковой внутри страны ее возят из Белоруссии. Основным ее покупателем стали регионы, где потребители более консервативны. Помогли этому и цены, которые начали снижаться уже в начале года и сейчас достигли 46 руб. (против 53 руб. в январе). Нечто похожее происходит и в секторе импортной продукции. Ее производители также вынуждены снижать цены. Большинство импортеров работает на предоплате, так как ситуация на рынке очень нестабильная, к тому же товарный кредит означает потерю еще 2-3% прибыли, а ценовая конкуренция сейчас очень жесткая. Самыми дешевыми западными брэндами на сегодня являются масла "Доярушка" и "Вологда", продающиеся дешевле 14 руб., что указывает на большую вероятность использования при их производстве тех же растительных жиров. <BR><BR><B>Прогноз</B><BR>Уже в марте начинается сезонное падение спроса на всю масложировую продукцию. В прошлом году за 3 весенних месяца оптовые цены упали на 7-8%. В этом году падение цен может быть еще более сильным, если учесть, что сейчас цены на масло фактически вышли на валютный уровень, поскольку основным сырьем для производства является импортное блочное масло повышенной жирности. Летом заводы перейдут на использование значительно более дешевого местного сырья. В результате отечественная продукция может подешеветь почти в 2 раза. С другой стороны, цены на импортное фасованное масло если и снизятся, то крайне незначительно (на 2-3%). Поэтому импортеры основной упор сделают на расширение ассортимента своей продукции, в том числе и за счет жировых смесей.<BR><BR>Журнал "Оптовик" специально для "ДП"