ЧАСТНИК РАМИС ДЕБЕР ДЕЕВ ОСЕДЛАЛ ГРАНИЦУ

Еще пару лет назад на берегу устья великой русской реки Луги было тихо и мирно: одиноко красовалась заброшенная советская база рефрижераторного флота, горделиво возвышался старенький проржавевший до основания немецкий кран. Сегодня на этом месте работает

<BR><BR>Еще пару лет назад на берегу устья великой русской реки Луги было тихо и мирно: одиноко красовалась заброшенная советская база рефрижераторного флота, горделиво возвышался старенький проржавевший до основания немецкий кран. Сегодня на этом месте работает преуспевающий частный порт по перевалке на Запад российского леса. Более того, в апреле здесь начнет работать таможня.<BR>База, где сегодня находится лесной порт, некогда принимала и перерабатывала рыбу. Однако в рыночной экономике предприятие выжить не смогло. В 1996-1997 годах сюда пришла команда молодых и энергичных петербуржцев, которые сразу поняли географическую выгодность создания здесь лесного порта по перевалке на экспорт древесины. Предприниматели нашли деньги и скупили весь комплекс, принадлежавший рефрижераторному флоту СССР.<BR><BR><B>Хозяин своим деньгам</B><BR>"Выгоднее места для импорта и быть не может", - решили бизнесмены. Вложив деньги, ранее заработанные на купле-продаже древесины, владельцы "Фактора" за пару последних лет создали мощную и прибыльную структуру, которая предоставляет все услуги, связанные с экспортом в Скандинавию леса из Северо-Западного региона России. А в течение предстоящих 3 лет руководство компании обещает инвестировать в развитие различных направлений порта по меньшей мере $1,2 млн.<BR>Впрочем, сегодняшние успехи бизнесменов объяснимы: работа с лесом (как и с нефтью) всегда приносит немалые деньги, и, несмотря на финансовые кризисы, лес всегда пользуется повышенным спросом как на ЦБК, так и на мебельных комбинатах Запада. Поэтому, по мнению Дениса Корнилова, заместителя директора компании по финансам, российский кризис не повлиял на деятельность компании: лес на Западе как покупали, так и будут покупать.<BR>"В планах компании на 2000 год - перевалка до 800.000 м3 древесины в год в зависимости от спроса на древесину на Западе", - говорит он.<BR><BR><B>Очень личное</B><BR>Компания, которая занялась обустройством территории и организацией стивидорных услуг, - ООО "Фактор". Ее учредителем стала компания "Алекс-2000" (95% акций), а владельцем последней, в свою очередь, - нынешний председатель совета директоров "Фактора" Рамис Дебердеев.<BR>"После того как мы организовали основные услуги в порту, мы задумались, чем заниматься дальше, по какому пути может развиваться стивидорная компания. Тогда была создана "Усть-Лужская транспортная компания", которая сегодня занимается разгрузкой-погрузкой в порту и доставкой леса с мест вырубки. Для этого год назад взяли в лизинг технику - пять лесовозов Sisu и еще закупили много другой техники, которая обслуживает лесной порт. Дополнительные направления деятельности страхуют нас от кризисов. Нам удалось установить доверительные отношения с партнерами, которые строят для нас порт, предоставляют в лизинг технику. Финансовые условия партнерства выгодные, потому что они знают, что деньги мы обязательно вернем", - говорит он.<BR><BR><B>Наломали дров</B><BR>Рамис Дебердеев, председатель совета директоров ООО "Фактор": "Мы все время в том или ином виде занимались торговлей лесом. Сначала - банальной куплей-продажей. Идея создать предприятие, которое организовало бы весь цикл услуг - от заготовки древесины до ее поставки на Запад для переработки на ЦБК, - родилась еще в начале 90-х. Мы реализовали мечту: организовали компанию, которая занимается и заготовкой, и поставкой древесины на экспорт".<BR>Сегодня ООО "Фактор" вместе со своими дочерними компаниями ведет бизнес уже по четырем направлениям: лесозаготовка, лесопереработка, оказание транспортных услуг по перевозке леса с места вырубки, а также агентирование судов.<BR>В ближайших планах компании - строительство лесного терминала, а в более отдаленной перспективе - организация терминалов для бумаги и производства по распиловке древесины. "В конечном счете мы бы хотели, чтобы суда, которые приходят к нам из Скандинавии, шли не порожняком, а уже с продукцией, предназначенной, например, для России", - откровенничает Рамис Дебердеев.<BR><BR><B>География и выбор места</B><BR>Руководство компании считает, что местечко в районе реки Луги, где она плавно впадает в Балтийское море, крайне выгодно, так как находится в непосредственной близости от морских торговых путей. <BR>О возможных портах-конкурентах в компании говорят весьма сдержанно и тактично: "Лесной терминал есть в Подпорожском районе Ленобласти. Он находится на реке Свирь. Имеется причальный комплекс в городе Высоцке того же Кингисеппского района, где работает "Фактор". Кроме того, действуют лесной терминал в Выборге и лесной порт в Петербурге, а раньше лес возили вообще через Псков и Гдов и импортировали через Прибалтику. Но пока особой конкуренции мы не ощущаем".<BR><BR>Слабо?<BR>Недавно "Фактор" пробрался сквозь дебри переговоров с чиновниками и добился разрешения организовать на базе Усть-Лужского лесного порта таможенный пост и пограничный переход.Такое решение недавно было принято. "Это означает только то, что теперь отправителю груза не нужно гонять суда на ближайший таможенный пост в Высоцк Кингисеппского района, чтобы там задекларировать груз и потом прийти обратно в Усть-Лугу, откуда с лесом отправиться в Скандинавию. Это очень важная новость для компании, тем более что решение принято на уровне Пограничных войск РФ и ГТК России", - говорит Рамис Дебердеев.<BR><BR><B>В Книгу Гиннесса их надо</B><BR>Недавно компания ради интереса и самоутверждения побила все мыслимые и немыслимые рекорды по времени загрузки судна лесом. Обычно в мировой практике время, которое судовладелец дает стивидору для погрузки и загрузки пришедшего судна, составляет 2-3 суток. Если компания не укладывается в этот срок, едва ли у нее будет много клиентов. "Фактор" решил поэкспериментировать: загрузить судно за 8 часов. "Мужики в порту, конечно, были в мыле. Но мы сделали это для себя. Так, для уверенности. Обычно наше время загрузки судна составляет 12 часов, а общее время пребывания иностранного судна в нашем порту не превышает 24 часа", - говорит Денис Корнилов. Правда, по его словам, подобной скорости никто не требует, но зато теперь компания может козырнуть и таким рекордом.<BR><BR><B>Местные лесники</B><BR>Виктор Терентьев, генеральный директор ООО "Фактор", - из местных. Живет в Кингисеппе, как и большинство работающих в лесном порту. До этого работал управленцем в "Кингисеппском лесопромышленном предприятии". Пригласил его на должность Дебердеев, который помнил Терентьева как надежного и крепко стоящего на ногах хозяина. Виктор Терентьев, в свою очередь, "загрузил работой" местных мужиков, которые, скорее всего, спились бы в той усть-лужской глухомани. Впрочем, Виктор Терентьев привел в лесной порт и своих бывших коллег-управленцев из Кингисеппа. "Мы объявили, что создается предприятие. Люди и сами приходили. 40% - из Кингисеппа, а 60% - из деревеньки Усть-Луга. Но с предстоящим расширением производства мы будем брать людей именно из Усть-Луги: там безработица большая", - рассказал он.<BR>Корреспонденту "ДП" волею случая довелось убедиться в жесткости управления Виктора Терентьева: курить в порту нельзя никому, даже журналистам. А еще ходит в порту одна "страшилка". Как-то заснули ночью охранники. Неожиданно нагрянувший директор застал их за этим благородным занятием. Утром их уже увольняли. Несмотря на безработицу. <BR><BR><B>Лес в фактах</B><BR>В 1997 году, когда компания только начала работать в Усть-Луге, было принято 13 теплоходов, которые перевезли около 35.000 м3 леса. В основном (впрочем, как и по сей день) импортируется баланс березы и ели. Самыми крупными покупателями остаются Скандинавские страны.<BR>Более плодотворным оказался для стивидоров 1998 год, когда были расширены существующие площади и привлечены новые партнеры. В итоге было перевалено более 150.000 м3 леса (около 60 судов). В 1999 году "Фактор" намерен перевалить уже 400.000 м3 леса. В частности, по данным компании, основной партнер "Фактора" - фирма Stora-Enso забронировала на 1999 год около 200.000 м3 леса.<BR><BR><B>Крупное расширение</B><BR>Однако эти объемы, как выяснил корреспондент "ДП", далеко не предельные. Примерно в апреле ООО "Фактор" начнет строительство второй причальной стенки, что увеличит мощности порта в 2 раза (до перевалки 800.000 м3 леса в год). Для этого компания в настоящий момент привлекает кредит на сумму почти в $1,2 млн. "Завершаются переговоры с компанией Skanska о выполнении строительно-монтажных работ. Условия контракта со Skanska таковы: 30% суммы мы оплатим компании сразу по окончании строительства, а 70% - уже после (в течение 3 лет). Просто нас уже знают и доверяют. В IV квартале 1999 года эта компания проведет водоотводы, организует инфраструктуру и т.д.", - поделился планами Рамис Дебердеев.<BR><BR>P.S.<BR>"Мы никогда и никого не просили. Не делали долгов. Просто верили в выгодность этого дела. Хотели сделать все с умом. Власти Кингисеппского района в нас, естественно, заинтересованы. Глава Кингисеппского района области - редкий пример, когда чиновник серьезно относится к перспективам развития производства и услуг на своей территории", - считает Денис Корнилов.