На спорте многие хотят делать деньги. Но пока мало кто это умеет делать

Участники круглого стола

<BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Илья Жилин, руководитель отдела маркетинга ЗАО "St.Petersburg Open". <BR>Ольга Попова, помощник директора по маркетингу и развитию ЗАО "Метроком".<BR>Олег Князев, заместитель директора петербургского филиала страховой компании "Интеррос-Согласие".<BR>Алексей Кузнецов, генеральный директор САО "Капитал-Полис".<BR>Александр Алексеев, заместитель генерального директора по развитию и маркетингу САО "Капитал-Полис".<BR>Илья Бронский, руководитель Бюро спортивных и информационных технологий.<BR>Нина Михайлова, генеральный директор АО "Поликлинический комплекс".<BR>Артур Кондраков, руководитель службы маркетинга Комитета по физической культуре и спорту администрации Петербурга.<BR>Андрей Юшин, главный редактор газеты "Спорт - XXI".<BR>Евгений Зинин, начальник PR-службы БалтОНЭКСИМ Банка.<BR><BR>С помощью спорта пытались сделать многое: бороться за мир во всем мире, играть в большую политику... Теперь спорт в числе прочего - бизнес. Способ заработать.<BR>Однако, как практически единодушно отметили участники состоявшегося на прошлой неделе в редакции "Делового Петербурга" круглого стола, зарабатывать деньги с помощью спорта пока в Петербурге получается не очень. Точнее - совсем не получается.<BR>Возможности для превращения спорта в высокодоходное дело имеются: есть спортсмены со "звездными" именами (которых, однако, далеко не все петербуржцы знают в лицо), есть традиционно любимые виды спорта, наконец, появились раскрученные спортивные турниры.<BR>Нет самой малости: то ли профессиональных спортивных менеджеров, способных создать привлекательную "упаковку" для любого соревнования, то ли умных хозяев, заинтересованных в поиске (или подготовке) профессиональных менеджеров.<BR>Впрочем, гости редакции "ДП", начав разговор на довольно пессимистичной ноте (один за другим они признавались, что им неизвестны петербургские спортивные мероприятия, организаторы которых получили бы прибыль), через 1,5 часа дискуссии несколько повеселели: выяснилось, что проблемы решаемы. Главное, чтобы появилась заинтересованная в их решении сторона.<BR>Илья Жилин:<BR>"По моим сведениям, в Петербурге на спортивных соревнованиях деньги только тратятся".<BR><BR>Олег Князев:<BR>"Страховые компании впрямую на спортивном мероприятии деньги не зарабатывают. Единственное, что может страховая компания извлечь, вложив определенные средства, - имидж. И какие-то контакты в дальнейшем. Сколько это стоит? Нормальный спонсорский пакет - это десятки тысяч долларов".<BR><BR>Артур Кондраков:<BR>"Общепринятые механизмы спортивного маркетинга у нас в стране, к сожалению, еще не работают. Сейчас деньги зарабатывают, пожалуй, лишь на спортивно-зрелищных мероприятиях, различных шоу. Минимум затрат - максимум отдачи на билетах, тотализаторе. Но эти соревнования не имеют мировой значимости, как турниры St.Petersburg Open, "Формула 1", фигурное катание.<BR>Сам я являлся директором по маркетингу двух спортивных мероприятий по спортивным танцам среди профессионалов - они проходили в 1997 и 1998 годах в СКК. Зал СКК был полон - 8 тысяч зрителей. И мы были близки к тому, чтобы окупить это мероприятие: минус составил несколько тысяч долларов при общей смете $100 тысяч".<BR><BR>Андрей Юшин:<BR>"Деньги на спорте у нас зарабатывают, но не те, кто надо. Система организована так, что сами организаторы, как правило, в минусе. Но существует ряд структур, которые зарабатывают.<BR>Мы проводим благотворительные турниры по мини-футболу за счет участников, и у нас еще остается прибыль на то, чтобы оказывать материальную помощь. А вот крупные соревнования провести с финансовым плюсом нереально, так как в России отсутствует система спонсорства, система вкладывания денег в спорт. Доходная часть поэтому всегда меньше, чем в других странах мира.<BR>В общем, провести доходные соревнования нельзя, но заработать на них можно".<BR><BR>Евгений Зинин:<BR>"БалтОНЭКСИМ Банк - крупнейший владелец и генеральный спонсор теннисного турнира St.Petersburg Open. В прошлом году банк инвестировал в турнир $1 млн 300 тысяч: это и взнос генспонсора, и инвестиционный кредит, который должен быть возвращен.<BR>Если деньги расходуются, значит, их кто-то зарабатывает. Другое дело - кто их зарабатывает: организаторы или кто-то иной. Это зависит от контроля. <BR>Думаю, что St.Petersburg Open зарабатывает деньги - в прошлом году он вышел в ноль. Но турнир - это не только права на его проведение (они стоят $180 тысяч), но и раскрученная марка. Нельзя сравнивать турнир, который был 5 лет назад, и турнир, который существует сегодня, по вниманию к нему зрителей, спонсоров".<BR>Илья Жилин:<BR>"Спортивный маркетинг - это индустрия. Зарабатывать - тоже понятие емкое. Мы хотим не только сами заработать, но и чтобы наши партнеры-спонсоры почувствовали рекламный эффект.<BR>В принципе, массовые виды спорта позволяют заработать большие деньги, но на пороге третьего тысячелетия человек основное время проводит у компьютера, и очень сложно назвать то, что будет способно оторвать его от монитора и привести на стадион. Возможно, это будут сноу-борд, горные лыжи, хоккей на роликах - что-то современное, рассчитанное на молодежь".<BR><BR>Олег Князев:<BR>"С точки зрения массовости, заполнения зрительских трибун, это, безусловно, футбол. И хоккей - предстоящий чемпионат мира должен сделать очень большой рывок в этом отношении. Еще баскетбол, теннис. И, может быть, конный спорт.<BR>А вообще, любой вид спорта, в котором появляются российские имена, для российских зрителей всегда будет интересен".<BR><BR>Илья Бронский:<BR>"Практически все основные виды спорта уже назвали. По лидерству в доходах это, наверное, футбол. Естественно, теннисный турнир - за счет профессионального менеджмента. А что касается других видов, то собрать людей может лишь участие спортсменов-петербуржцев, особенно тех редких звезд, которые у нас еще остались от советского спорта. Например, фигурное катание, где Петербург является безусловным лидером в мире, - у нас же этот факт до сих пор грамотно никак не используется. Или наши лыжницы - боюсь, если сейчас показать фотографии лидеров, многие просто не узнают их в лицо. (Илья Жилин достает из бумажника фотографию знаменитой лыжницы Любови Егоровой и показывает соседям по круглому столу. Большинству лицо многократной олимпийской чемпионки оказалось незнакомо. - "ДП")<BR>Это показатель отношения города к своему капиталу. А наши оставшиеся тренеры-суперзвезды - Кондрашин, Платонов? Сравните празднование семидесятилетия двух давних конкурентов - Кондрашина и Гомельского. На юбилей Гомельского прибыла вся московская тусовка, включая премьер-министра. К этому событию была подготовлена пресса. А как прошел юбилей Кондрашина - человека, который завоевал абсолютно все звания в спорте?"<BR><BR>Артур Кондраков:<BR>"Основные виды спорта - футбол, хоккей, баскетбол, теннис - всегда будут привлекать внимание средств массовой информации. Вопрос прибыльности - вопрос времени. На раскрутку турнира, как и на раскрутку любой поп-звезды, нужно время.<BR>Спорт должен быть зрелищным. Беда же наших турниров - они проходят немножко скучно. В Америке, например, как-то хоккейный матч начался при выключенном свете. Зажегся один прожектор, высветил пасть акулы, которая была встроена в борт, и из нее под фейерверк и музыку начали выезжать хоккеисты. Это, я понимаю, зрелище. При такой раскладке любой турнир будет окупаемым".<BR><BR>Андрей Юшин:<BR>"Я совершенно не согласен с тем, что любой турнир может быть окупаемым. Есть определенный рейтинг каждого вида спорта. Но ни один вид спорта не будет интересен, если это не соревнования достаточно высокого уровня. Чемпионат мира по хоккею имеет ряд отборочных турниров, и все они убыточны. Только финал приносит прибыль организаторам. <BR>Если у нас провести чемпионат мира по футболу, на этом заработать можно. Если бой с участием Тайсона - тоже. А на других боях - нет. И проблема не в том, прибыльные виды спорта или нет. К нам не попадает ни одно соревнование достаточно высокого уровня. И задача города, страны - создать условия для проведения таких соревнований. Тогда можно говорить о какой-то прибыли".<BR>Илья Жилин:<BR>"Должен существовать сам продукт, который хотят продать. Это телекоммуникационные трансляции, это PR, это наружная реклама. Спортивная индустрия вбирает огромное число составляющих. Но сегодня не хватает товара - нечем привлекать покупателя..."<BR><BR>Олег Князев:<BR>"Менеджмент в этом направлении начинает развиваться. В рамках ФПГ "Интеррос" существует с конца 1997 года компания "ЦСКА-холдинг". В ней есть специалисты по спортивному маркетингу.<BR>В целом основной недостаток - отсутствие опыта. Продукт действительно не до конца сформирован. Это некий полуфабрикат, который продается кусками, частями".<BR><BR>Илья Бронский:<BR>"Нет того, кто бы определил, что нам от спорта нужно. Спорт ведь существует не сам по себе, особенно высокий спорт. Спорт как был, так и остается инструментом большой политики. Только вот политики им не пользуются.<BR>Не напрасно же на Западе вкладывают в раскрутку каждого спортсмена серьезные деньги. А когда они вложены - спортсмен становится серьезным товаром. У них спортсмен - продукт сочетания менеджерских качеств и собственного таланта. У нас таланты есть, но в городе их никто не замечает.<BR>Ситуация в околоспортивном информационном мире перевернута с ног на голову. Мы смотрим автомобильную "Формулу 1", которая вообще-то для нашей страны является чуждой. Но этот факт лишь подтверждает, насколько точно работают западные маркетологи. Все продвижение "Формулы 1" в России сделано за деньги. Покупаются СМИ - и мы в каждом выпуске новостей видим, как прошел тот или иной этап. В то же время идет чемпионат России по баскетболу, но информации об этом может и не быть.<BR>Повторю - у нас есть звезды. Но они, к сожалению, прекращают светить". <BR><BR>Артур Кондраков:<BR>"Если человек думает о том, что поесть и во что одеться, ему не до спортивных мероприятий. Падает рейтинг спортивных передач - люди больше озабочены спортивными новостями.<BR>Кроме того, есть понятие упаковки для продукта. Должен быть правильно оформлен спонсорский пакет, выбраны правильные пути его продажи.<BR>Между участниками процесса - спортсменами и зрителями, спонсорами и рекламодателями, средствами массовой информации - не хватает взаимодействия. При нормальных условиях телевизионные компании покупают спонсорские права, показывают мероприятия, продают рекламное время и получают в результате деньги. Спонсоры вкладывают деньги в рекламу, у них появляются новые потребители. Организаторы проводят мероприятия, собирают зрителей. Платит, конечно, в итоге за все именно зритель. Он покупает билеты, он смотрит передачи, а затем покупает продукты спонсоров, принося ему прибыль. Но он тоже счастлив.<BR>У нас этой связки нет. У нас есть функциональное расстройство в спорте".<BR><BR>Илья Бронский: <BR>"Я хочу возразить тем, кто считает, что нельзя получить доходы с помощью билетов. Рынок уже готов употреблять зрелища, мы видим это по успешным концертам в "Октябрьском". Наш музыкальный шоу-бизнес демонстрирует, что рынок готов, несмотря на дорогие билеты. Важно, чтобы зрелище было упаковано и скоординировано. Если зрелище присутствует - потребитель готов платить, даже при нынешней экономической ситуации".<BR><BR>Евгений Зинин:<BR>"Есть два продукта. Покупатель одного - спонсор. Другого - зрители. Зрители покупают шоу, спонсоры - рекламу. И спонсорам часто предлагают сырой продукт. Приходит человек и заявляет: дайте денег, мы сделаем для вас все. Настоящий продукт - это целая PR-кампания. Когда тебе гарантируют определенное количество выходов в прессе и т.д. Как только готовый продукт появится, будет и коммерческий интерес".<BR>Илья Жилин:<BR>"Я не сторонник переброски схемы американского спортивного маркетинга. Готовить маркетологов должны здесь, по своим теориям".<BR><BR>Олег Князев:<BR>"Автомобильный термин "адаптирован к российским дорогам" в этом случае не подходит. У нас есть своя история, свои люди. И учить надо здесь, на нашей базе. Должен лишь найтись хозяин, собрать команду единомышленников".<BR><BR>Александр Алексеев:<BR>"Я не согласен. Почему не взять то хорошее, что есть на Западе, и не перенести его на российскую землю? Я понимаю, что, если вырыть на Канарах пальму и посадить в Петербурге, она не вырастет. Но почему не адаптировать комплекс маркетинга и менеджмента на российской территории, в частности в Петербурге?"<BR><BR>Илья Бронский:<BR>"Менеджеры есть. Не знаю, почему все в пессимистическом настроении пребывают. Менеджеры есть, но их немного. Вопрос в одном - в доходности дела. Пока доходность не станет явной, до тех пор эти менеджеры будут находиться в других, более доходных областях".<BR><BR>Артур Кондраков:<BR>"У нас открылась специализация "спортивный менеджмент" на базе Института туризма и гостиничного хозяйства. Частично эти вопросы затрагиваются и в Академии физкультуры. В прошлом году мы проводили международный семинар по спортивному маркетингу. В этом году повторим".<BR><BR>Андрей Юшин:<BR>"Чтобы появились менеджеры, нужен спрос. У нас нет менеджеров не только в спорте, но и вообще почти нигде. В принципе, менеджер в спорте ничем не отличается от любого другого менеджера. Но я не знаю, кому сегодня нужен спортивный менеджер".<BR><BR>Евгений Зинин:<BR>"В нынешних условиях как спрос рождает предложение, так и предложение стимулирует спрос. У нас на первом месте должен быть хозяин, потом - менеджер. Каким бы хорошим ни был менеджер, плохой хозяин все может испортить".<BR><BR>Заседание круглого стола вел Владимир Малышев. Материал подготовила Наталия Ипатова.