Российские продукты вписываются в европейское меню

И когда петербургские пельмени и мороженое наконец добрались до Берлина, у членов российской делегации на ярмарке Gruene Woche ("Зеленая неделя") случилась истерика. От счастья.

<BR><BR>И когда петербургские пельмени и мороженое наконец добрались до Берлина, у членов российской делегации на ярмарке Gruene Woche ("Зеленая неделя") случилась истерика. От счастья.<BR>Все, кто в этот момент находился на стенде России, немножко сошли с ума: начали обниматься, смеяться, поздравлять друг друга. Директор и сотрудники Колпинского пищевого комбината поочередно целовали пачку привезенных пельменей, а директор "Петрохолода" в честь появления коробок со своим мороженым откупорил коллекционное шампанское и поливал ликовавших вместе с ним коллег.<BR>Долгожданный рефрижератор, доставивший пельмени "Колпин" и мороженое "Петрохолода" хоть и выехал из России заблаговременно, но застрял на германско-польской границе. Проезд грузовикам в обе стороны перекрыли польские фермеры, протестовавшие против импорта продовольствия в их страну. Лишь 23 января машина с выставочным грузом петербургских фирм подкатила к павильонам выставочного комплекса Messe Berlin. На исходе был второй день всемирной ярмарки продовольствия "Зеленая неделя-99". <BR>Короткая бурная встреча - и зацелованные пельмени ставят вариться, а мороженое выкладывают на прилавок: до 31 января, дня закрытия ярмарки, надо наверстать упущенное.<BR>Нельзя сказать, что делегаты обеих фирм, ожидая попавший в переплет рефрижератор, предавались отчаянию. Рассудив, что пустующий ресторанчик "Колпина", занимавший часть российского стенда, будет вызывать недоумение посетителей, генеральный директор Колпинского пищевого комбината Валерий Гусев нашел выход из положения. Колпинцы понемногу закупали пельмени в одном из берлинских магазинов, варили их и со сметаной подавали желающим попробовать типично русский продукт. (Если взять немецкие и русские пельмени обычной формы, отварить и обильно полить их сметаной, то попробуй различить - где чьи.) <BR>Генеральный директор АО "Петрохолод" Бадри Какабадзе последовать примеру колпинцев не мог. Немецким мороженым петербургское не заменишь: упаковка не та. Сотрудники "Петрохолода" разложили на стенде рекламные буклеты и ждали свое мороженое, надеясь на лучшее. <BR>Члены российской делегации сочувствовали обеим фирмам. И прибывший рефрижератор встретили так, будто он привез подарки от настоящего Деда Мороза.<BR>А "Зеленая неделя" даже не поняла причин переполоха на российском стенде - на то и ярмарка, чтобы развлекать публику различными шоу.<BR><BR><B>Шаг вперед - полшага назад</B><BR>Четвертый год подряд ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский фермер" организует стенд и делегацию российских пищевиков на берлинскую "Зеленую неделю". Действуя под лозунгом "Мы возвращаем российские продукты на мировой рынок. Россия, как и прежде, будет кормить Европу", организаторы преуспели в агитации руководителей российских производителей пищевой отрасли: в 1998 году компаний-экспонентов было уже 23, занимаемая Россией выставочная площадь доросла до 180 м2 (не считая еще и части проходов, которую самочинно заняли некоторые российские стендисты, установив там прилавки и лотки).<BR>На 1999 год "Российский фермер" планировал занять под российскую экспозицию уже 400 м2 и даже договорился об этом с Messe Berlin. Но после августовского кризиса организаторы отказались от расширения. Площадь российского стенда по сравнению с 1998 годом все же подросла на 20 м2, но сократилось количество фирм-экспонентов (15 компаний). Зато, по подсчетам организаторов, в этом году бизнес-делегация России выросла в 1,5 раза и насчитывала более 150 человек. Затраты на организацию экспозиции и пребывание делегации на ярмарке в Берлине "Российский фермер" оценивает в сумму более $200.000. Как и в прошлом году, часть расходов взял на себя банк "СБС-АГРО".<BR>Как обычно, во время "Зеленой недели" экспоненты и члены бизнес-делегаций ведут деловые переговоры. <BR><BR><B>Российское стало заметнее</B><BR>В этом году внешний облик российского стенда организаторы изменили - вверху стенда установили конструкции в виде маковок церквей, и стенд стал заметен, не теряясь, как прежде, в углу павильона. <BR>Ярмарка занимает 36 павильонов общей площадью 115.000 м2: потеряться на такой территории легко, а сделаться заметным - искусство. Один из членов российской делегации жаловался, что ему не удалось с первого раза найти стенды Бразилии и Финляндии, хотя уверяет, что искал их по детальному плану из каталога ярмарки. Нашел, только пройдя по ярмарке второй раз.<BR>Другое новшество российского стенда - ресторанная зона. Несколько столиков в интерьере русской избы поставили внутри экспозиции, оставив открытыми для входа-выхода посетителей две стороны. Публика с удовольствием занимала места за столиками. Тем более что в этом ресторанчике Колпинский пищевой комбинат угощал пельменями. И не просто пельменями, а еще пел и забавлял публику клоун с балайкой. И половые, как полагается в русских трактирах, бегали. Публике это нравилось, желающих угоститься, хотя и за деньги, было хоть отбавляй. <BR>Вторая ресторанная зона, где хозяйничала делегация ОАО "Комбинат им. Степана Разина", могла бы стать такой же популярной, но разинцы выстроили вокруг столиков барную стойку, зайти за которую решались немногие. Желающих попробовать пиво хватало, а места - нет. Взяв пиво, они уходили к другим стендам, где можно было удобно расположиться. <BR><BR><B>Новички и ветераны</B><BR>Сельхозпроизводство Ленобласти на "Зеленой неделе" представляло САОЗТ "Ручьи". Причем уже третий раз подряд. Как и раньше, "Ручьи" выставили сублимированные (сушеные) овощи и зелень. Чуть лучше стала упаковка, побольше прилавок. Генеральный директор САОЗТ "Ручьи" Александр Трафимов говорит, что в первые же дни ярмарки на их продукцию обратила внимание германская фирма, которая также представляла сушеную зелень. Немцы сразу предложили Трафимову продать им оптом весь привезенный товар, но директор "Ручьев" отказался. "Зелень у нас схожа. Но наша - пахучая и потому заметная, а у них - нет", - улыбаясь, рассказывает Александр Трафимов.<BR>Кондитеры из АОЗТ "Первый кондитерский комбинат "Азарт" тоже не новички на "Зеленой неделе". У них есть два дилера в Германии, которые ежемесячно продают 30-35 тонн конфет комбината. В этом году впервые в составе делегации приехал президент "Азарта" Николай Азаров, чтобы лично вести переговоры с немецкими партнерами. Переговорами он остался доволен. "Рубль падает, и нам нужно работать на экспорт, чтобы получать доход. Хотя считаю, что мы должны работать на свой рынок", - сказал президент "Азарта". <BR>ООО "Опытный завод "Нива" впервые привез на "Зеленую неделю" свои ликеры и водку, а ООО "Международный Центр Бизнеса" (МЦБ) дебютировал на этой ярмарке с коллекцией молдавских вин и бренди в затейливых бутылках. Новички не терялись, выставив на небольших прилавках свои напитки. Торговля с первого же дня шла довольно бойко. <BR>Например, генеральный директор МЦБ Владимир Сысоев был доволен и не скрывал, что рассчитывает распродать все 40 коробок привезенного алкоголя. Бывший вертолетчик Владимир Сысоев за несколько лет сумел сделать марку Garling заметной на петербургском рынке, но на такой зарубежной ярмарке выставил товар впервые. <BR>"Подумаем, как лучше представить наши вина в следующий раз, - заявил Владимир Сысоев. - У нас для ярмарки "Российский фермер" сделана экспозиция в виде корчмы, но везти ее сюда слишком дорого. Может быть, сделаем что-то свое и для зарубежных ярмарок".<BR><BR><B>За что ценят дегустаторов</B><BR>"Зеленая неделя" проводится уже 64-й раз. Есть компании и страны, участвующие в ней с завидным постоянством. У германских производителей одни причины, у иностранных - другие. Но не ради дохода от продажи товара выставляются здесь фирмы (хотя и этот фактор имеет значение). <BR>Подобные ярмарки - идеальный пробный рынок: здесь проверяется на "живом" потребителе его реакция на любой товар. Ярмарка открывается в пятницу и дважды захватывает субботу и воскресенье. Как правило, берлинцы дважды приходят на ярмарку. Первый раз они присматриваются к товарам, во второй - делают большие закупки.<BR>Исполняющий обязанности директора по логистике кондитерского комбината "Азарт" Анатолий Зезков учитывает этот фактор, планируя участие комбината в следующей "Зеленой неделе" в 2000 году. <BR>"Прежде мы занимались продвижением своей продукции за рубежом. Теперь нужна обратная связь от потребителей. Будем изучать их мнение относительно разных видов конфет, упаковки. Думаю, что в следующем году будут у нас конкурсы и лотереи для посетителей ярмарки, - говорит Анатолий Зезков. - И над неожиданным предложением выпустить специально для германского рынка карамель с пивом стоит подумать".<BR>Даже закормленный европейский потребитель готов попробовать нечто необычное. Например, переговоры пивоваров "Степана Разина" с немцами подтверждают, что на их пиво сорта "портер" в Германии есть спрос. Надо только раскрутить его на этом рынке. Смогут найти здесь потребителей и молдавские вина, если у МЦБ хватит пороху и средств на освоение германского рынка.<BR><BR><B>Промежуточный итог</B><BR>Вчера закончилась "Зеленая неделя-99", и сегодня российские экспоненты возвращаются домой. О финансовых итогах можно будет говорить через неделю-две.<BR>Но уже первые дни ярмарки показали отличие нынешней ситуации от прошлогодней: у немцев желание торговать есть, а кредитов для российских фирм - нет. Причем нет ни под какие гарантии.