За внебюджетные фонды началась большая битва

В последнее время активно дискутируется вопрос о передаче Госналогслужбе РФ функций сборщика платежей во внебюджетные фонды. Комитет Госдумы по труду и социальной политике бьет тревогу по этому поводу.

<BR><BR>В последнее время активно дискутируется вопрос о передаче Госналогслужбе РФ функций сборщика платежей во внебюджетные фонды. Комитет Госдумы по труду и социальной политике бьет тревогу по этому поводу.<BR>Налоговая служба России, переименованная недавно в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС), приводит свои веские доводы. И даже плательщики сборов не могут прийти к согласию в этом вопросе.<BR><BR><B>Предыстория</B><BR>Яростную дискуссию вокруг этого вопроса спровоцировало известие об эксперименте, который МНС планирует провести в Республике Башкортостан, Хабаровском крае и Орловской области. <BR>По сообщениям информационных агентств, 31 декабря 1998 года Министерство по налогам и сборам разослало в государственные внебюджетные фонды соответствующий проект указа Президента РФ.<BR>В ответ на это 15 января 1999 года Госдума приняла эмоциональное Постановление "О действиях Министерства РФ по налогам и сборам по разрушению системы социального страхования в РФ". Действия министерства названы непроработанными, затрагивающими жизненные интересы всего населения РФ, разрушительными.<BR>Между тем идея о передаче налоговым органам функций по сбору всех платежей во внебюджетные фонды высказывалась еще при подготовке проекта Налогового кодекса РФ. Однако ей не нашлось места в окончательной редакции этого документа, и, приступив к обязанностям главы Госналогслужбы, Георгий Боос всерьез вознамерился устранить этот пробел.<BR><BR><B>Фонды забили тревогу</B><BR>"Хаос в соцстрахе грозит распадом России", - предрекают некоторые депутаты Госдумы. Они ставят в вину налоговой службе намерение сделать систему социального обеспечения инструментом для затыкания дыр в госбюджете. "Предлагаемое Министром налогов и сборов опосредование системы соцстраха лишит фонды возможности твердо гарантировать выплаты", - считает председатель комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Владимир Лисичкин.<BR>Местные фонды солидарны с этой точкой зрения и скептически относятся к новым веяниям. Заместитель управляющего - начальник отдела координации Пенсионного фонда по Петербургу и Ленобласти Нина Аксенова сомневается: "Насколько я понимаю, в вину фондам ставится непланомерно раздутый штат и то, что мы живем не по средствам. О своем фонде могу сказать, что в нашем штате 500, ну от силы 600 сотрудников. При этом мы обслуживаем и Петербург, и Ленинградскую область. <BR>Текучки у нас практически нет и сформирована команда специалистов очень высокого класса. Сомневаюсь, что налоговые инспекции справятся теми силами, которые у них есть. Вряд ли им не придется набирать новых людей. Тем более есть много чисто профессиональных нюансов начисления сборов во внебюджетные фонды. И налогооблагаемая база в нашем случае все-таки отличается от той, с которой работают налоговики".<BR><BR><B>Налоговики возражают депутатам</B><BR>Георгий Боос тоже не преминул высказаться: "Мы сейчас только пытаемся начать работу по сверке информационных баз налогоплательщиков с Пенсионным и другими фондами. И сразу же выяснилось, что, к примеру, по Пенсионному фонду зарегистрированных плательщиков на 20% меньше, чем у нас. Мимо налоговиков не проскочишь, без нас счет в банке не откроют. А мимо фондов, видимо, проскочить умудряются... <BR>Мы претендуем, подчеркиваю, лишь на сбор налога и контроль за полнотой и своевременностью его уплаты. Прочие аспекты хозяйственной деятельности внебюджетных фондов нас не интересуют".<BR>Петербургские налоговики, естественно, разделяют точку зрения начальства. Начальник отдела информации и общественных связей Государственной налоговой инспекции по Петербургу Виктория Орлова считает: "Любая централизация - это ужесточение контроля. Налоговые органы не собираются распределять социальные деньги. <BR>Эта функция останется в ведении фондов, так что я не понимаю, как налоговая служба может лишить фонды возможности гарантировать выплаты.<BR>Сейчас внебюджетные фонды существуют автономно, сытно. Сами собирают средства, сами распределяют. Вот сбор-то мы и проконтролируем. Наверное, это и является истинной причиной их недовольства. <BR>Вдобавок любая реорганизация, без которой не обойдется, если налоговая служба все-таки добьется своего, чревата прокурорскими проверками. И, когда прокуроры пойдут "копать", для многих фондов спокойная, сытая жизнь кончится".<BR><BR>"Огромный плюс"<BR>Пожалуй, в горячую дискуссию между фондами, депутатами и налоговой службой не удается вставить слова только тем, на ком налоговое новшество отразится непосредственно и в первую очередь, а именно плательщикам внебюджетных платежей и сборов.<BR>Один из представителей этой многочисленной группы - финансовый директор петербургской фирмы "Северный город" Олег Макаров высказал такое мнение: переход на новую систему оплаты - огромный плюс для налогоплательщиков. <BR>"Сейчас главный бухгалтер или финансовый директор любого предприятия вынужден ежеквартально готовить от 15 до 20 отчетов. Из них 12-15 он несет в налоговую инспекцию, а остальные должен раскидать по внебюджетным фондам, - поясняет Олег Макаров. - К нему нескончаемой вереницей идут контролеры - из налоговой инспекции, из одного фонда, другого, третьего. При этом налоговый инспектор проверяет исполнение обязательств предприятием по 12-15 статьям, а инспектор из фонда смотрит только одну статью. Не лучше ли, чтобы инспектор из налоговой заодно проверил и уплату взносов во внебюджетные фонды. И время экономится, и не надо содержать лишних работников фондов, которые получают зарплату за счет налогоплательщиков".<BR><BR>"Волокиты меньше не станет"<BR>Другой плательщик сборов - главный бухгалтер фирмы "Экоферма" Наталья Козырева смотрит на ситуацию более критично: "Мысль о том, чтобы сосредоточить сбор платежей во внебюджетные фонды в одних руках, действительно хороша. Мне, как бухгалтеру, было бы намного удобнее сдавать эти отчеты в одно место, а не в пять. Однако вовсе не факт, что с введением налогового новшества проверяющих станет меньше". <BR>Уже сейчас за каждым, даже небольшим, предприятием закреплено по крайней мере три налоговых инспектора, и все они загружены работой. Взвалить на них еще и проверку уплаты платежей во внебюджетные фонды многим кажется нереальным.<BR>"Наверняка налоговым инспекциям придется "сажать" на это отдельных специалистов, - считает Наталья Козырева, - а значит, увеличивать штаты. Тем самым количество инспекторов, получающих зарплату за счет налогоплательщиков, только возрастет, а волокиты меньше не станет".<BR><BR><B>С санкции Президента</B><BR>Битва за "социалку" обещает быть долгой и мучительной. Пока очевидно одно - ажиотаж, вызванный инициативой Георгия Бооса, свидетельствует о том, что предметом дележа являются очень крупные средства. Естественно, внебюджетные фонды готовы стоять за них до последнего. Налоговики, в свою очередь, не собираются поступаться принципами.<BR>С того момента, как Министерство налогов и сборов перешло в прямое подчинение Президенту РФ, позиции их заметно усилились. В Указе Президента о создании министерства прямо говорится, что это сделано для "усиления госконтроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей".<BR>Успеет ли МНС до следующих президентских выборов, которые пройдут в 2000 году, "застолбить" свои позиции - покажет время.