00:0025 января 199900:00
21просмотров
00:0025 января 1999
За последние 3 года импорт продуктов питания в Петербург в десятки раз превышал ввоз зарубежного оборудования для их производства. Пропорции не изменились существенно и после девальвации рубля.
<BR><BR>За последние 3 года импорт продуктов питания в Петербург в десятки раз превышал ввоз зарубежного оборудования для их производства. Пропорции не изменились существенно и после девальвации рубля.<BR>Этот факт подтверждает, что в Петербурге выгоднее торговать, чем производить что-либо. Однако условия для производства в Северной столице не хуже и не лучше, чем в других субъектах Федерации. По России в целом, как и по Петербургу, импорт продуктов питания во много раз превышает ввоз оборудования для его производства. <BR><BR><B>Ждем перемен</B><BR>Девальвация рубля пока не изменила пропорций. По обеим группам товаров импорт резко сократился. Возможно, приоритеты импортеров изменятся со временем, которое необходимо для перестройки бизнеса. <BR>Пищевая промышленность Петербурга наращивает объемы производства, пытаясь воспользоваться благоприятной конъюнктурой для дальнейшего вытеснения заморских продуктов питания с рынка. Необходимо менять старые и закупать новые производственные линии, а отечественные машиностроители по многим позициям не готовы конкурировать с зарубежными производителями оборудования для пищевиков. <BR>Некоторые признаки предстоящих изменений уже проявляются. "К концу года резко выросло количество запросов о том, где, как и какое можно купить оборудование. Правда, как только бизнесмены узнают цену импортного оборудования, пересчитанную в рубли, их заинтересованность зачастую сильно снижается. Вряд ли в ближайшее время начнется сильный рост ввоза производственных линий и оснастки зарубежного производства", - прогнозирует директор АООТ "АГРИКонсалт" Андрей Голохвастов. <BR>"Сейчас импорт оборудования для производства макарон и самих макаронных изделий сравнялся. Если ввоз импортных продуктов сохранится на низком уровне, то отечественная пищевая промышленность будет развиваться. <BR>Следовательно, возрастет и закупка предприятиями импортного оборудования. Однако цены на макароны в долларовом выражении в результате зернового кризиса у отечественных и зарубежных производителей макарон могут, по нашим прогнозам, выравняться к маю 1999 года. Тогда импортеры данного вида продукта питания начнут отвоевывать потерянные позиции", - рассуждает финансовый директор АО "1-я Петербургская макаронная фабрика" Николай Богоносов.<BR><BR><B>Целина для бизнеса</B><BR>Соотношение импорта оборудования и продуктов питания различно в зависимости от товарной группы. <BR>На рынке хлебобулочных изделий отечественные производители имеют подавляющее преимущество перед иностранными конкурентами. Поэтому объем ввоза средств производства в этом секторе лишь в 3 раза меньше ввоза конечных продуктов. Также относительно невелико это соотношение (7 раз) для кондитерских изделий и оборудования для их производства. <BR>Мясоперерабатывающие предприятия потратили за последние 3 года больше $16 млн на закупку импортного оборудования. И, хотя их продукция преобладает в петербургских магазинах, мяса и мясопродуктов все равно ввозилось из-за рубежа за этот период очень много - на $1,1 млрд. <BR>Большая часть этих денег могла пойти на развитие отечественного скотоводства. Сельскохозяйственные предприятия так относились к своей скотине, что теперь для восстановления численности поголовья требуется много времени и средств. <BR>При этом массовые денежные вливания в отрасль мало что изменят. <BR>"Руководители никак не могут понять, что сельскохозяйственное производство - это тоже бизнес. В регионе - всего 10-20 предприятий, которые активны на рынке. Они в состоянии привлекать инвестиции. Остальные ждут каких-то денег, которые им просто так уже никто не даст. Если в переработке главным сдерживающим развитие фактором является экономическая ситуация в стране, то для бывших совхозов и колхозов это - очень низкий уровень подготовки менеджеров", - говорит Андрей Голохвастов. <BR>Слабым менеджментом можно объяснить то, что импортное оборудование для переработки овощей и фруктов в регионе закупалось в очень маленьких количествах. Его закупка свелась, за редким исключением, к приобретению картофелечисток и овощерезок. <BR>А слабая техническая оснащенность не позволяет сельскохозяйственным предприятиям на равных конкурировать с импортом во все времена года. <BR>Если летом отечественные производители теснят зарубежных аграриев на петербургском рынке, то зимой продукцию местных производителей в магазинах загораживает импорт. <BR>Сельское хозяйство для бизнеса является почти нетронутой целиной.<BR><BR><B>Свои не торопятся</B><BR>Из-за девальвации рубля выросла конкурентоспособность отечественного оборудования. Более высокая производительность зарубежной техники отчасти компенсировалась снижением стоимости в долларовом выражении российской продукции пищевого машиностроения. Скорее спрос на отечественное оборудование возрастет, но бума не ожидается. <BR>По словам руководителей предприятий пищевой промышленности, российское машиностроение находится в начальной стадии своего развития, и закупки импортного оборудования будут преобладать. По многим позициям российские машиностроители вообще ничего не могут предложить пищевикам. <BR>"Если оборудование для крупных предприятий выпускается, то для небольших перерабатывающих предприятий не выпускается почти ничего. Есть мини-пекарни, пельменные и котлетные аппараты, но совсем ничего не слышно о мини-производствах для переработки овощей, консервирования, дегидрирования. Нет отечественных автоматических линий по переработке мяса, рыбы, птицы. Отсутствие современного оборудования российского производства сдерживает развитие производства продуктов питания", - утверждает заместитель генерального директора Информационного агентства "БИНК" Елена Коновалова. <BR>Не исключено, что будет развиваться отверточное производство из комплектующих зарубежного производства. Подобные проекты начнут реализовываться, когда экономическая ситуация в стране будет более прогнозируема. Машиностроение требует больших инвестиций с длительным сроком окупаемости. <BR>Наиболее сильны позиции российских машиностроителей на рынке торгового оборудования. <BR>Однако и в этом секторе пока невозможно без импорта удовлетворить все запросы потребителей.