00:0018 января 199900:00
11просмотров
00:0018 января 1999
Участники круглого стола
<BR><B>Участники круглого стола</B><BR>Сергей Корнеев, вице-президент, директор Северо-Западного регионального отделения Российской ассоциации туристических агентств (СЗРО РАТА).<BR>Владимир Ельцов, директор туристической компании "Морской конек".<BR>Татьяна Ельцова, президент Объединения внутреннего, въездного, социального и детского туризма.<BR>Владимир Лютов, исполнительный директор Петербургского отделения Российской ассоциации ФИЖЕТ "Туризм и пресса".<BR>Олег Захаров, главный специалист комитета по делам молодежи, физической культуры, спорта и туризма правительства Ленинградской области.<BR>Людмила Кудрявцева, генеральный директор туристической фирмы "Балтик Трэвэл Компани".<BR>Владимир Кожевников, генеральный директор туристической компании "Космос".<BR>Александр Симаков, референт туристического агентства "Александр".<BR>Александр Барсуков, руководитель департамента зарубежных выставок компании "Санкт-Петербург Экспресс".<BR>Алексей Днепровой, газета "Туринфо", корреспондент по Петербургу и Северо-Западу России.<BR>Людмила Боткина, заместитель председателя Комитета по туризму и развитию курортов правительства Петербурга.<BR><BR>Администрация Петербурга провозгласила развитие въездного туризма как приоритетное направление городской экономической политики на ближайшие годы. Дорабатывается проект программы развития туристко-гостиничного и курортного комплекса Петербурга.<BR>Очередной круглый стол собрал в редакции "ДП" руководителей ведущих туристических компаний и представителей администрации города и области. Темой разговора стала реклама местного турпродукта на отечественном и зарубежном рынках, чтобы привлечь в регион туристов и из-за рубежа, и из других регионов бывшего СССР. <BR>Сначала участники встречи как-то робко отнеслись к предложению высказать "наболевшее", и трое решили сначала послушать, что скажут другие. Самым смелым оказался Олег Захаров, представляющий правительство Ленобласти. Он знал, что если промолчишь - останешься без туристов.<BR><BR><B>Олег Захаров</B><BR>Я думаю, что разговор должен касаться не только Петербурга, но и области. Сейчас мы работаем над комплексной программой развития туризма в области. Естественно, на этом рынке каждый блюдет свои интересы. Наш интерес - это налоговые поступления, занятость, оздоровление населения. Для бизнесменов - это коммерческая выгода, коммерческие интересы фирмы.<BR>Мы надеемся найти точки соприкосновения. В ближайшее время правительство области собирается объявить конкурс на продвижение потенциальных возможностей региона. Мы ищем профессионалов туристического рынка, готовых нам в этом помочь.<BR>Мы понимаем всю значимость этой сферы. К вышесказанному могу добавить, что, в отличие от многих субъектов Федерации, правительство Ленинградской области субсидирует участие своих фирм в международных выставках и оплачивает расходы на печать рекламных буклетов региона.<BR><BR><B>Владимир Кожевников</B><BR>Самое главное для нас - это участие в международных выставках. Все, что происходит у нас здесь на "Инветексе" и на "Интурфесте", очень хорошо, но мало затрагивает въездной туризм.<BR>Надо, чтобы Петербург стоял на зарубежных выставках сильно и мощно. Хотя бы как Польша. Впрочем, даже до Польши нам пока далеко. Необходимо организовывать рекламные туры в наш город. Вот мы, например, в конце января будем принимать 30 американцев, которые занимаются отправкой американских туристов за рубеж.<BR>Знаете, какие они нам вопросы задают? Спрашивают, например, правда ли, что у нас идет эвакуация людей из городов, голод, разруха. И неудивительно: ведь эти люди у нас никогда не были.<BR>В конце концов, нам просто необходимо участвовать в различных международных ассоциациях. Город не представлен вообще нигде. Почему никто из турфирм, СМИ, гостиниц этим не обеспокоен? Нам надо обязательно общаться с западным рынком, учиться туризму, иначе мы так и будем вариться в собственном соку.<BR><BR><B>Александр Барсуков</B><BR>Не могу не согласиться с коллегой. Местные фирмы действительно мало участвуют в зарубежных выставках.<BR>Возможно, в городе не так уж много занимающихся приемом туристов фирм, которые имеют сильные позиции на рынке и могут себе позволить часто участвовать в таких выставках. Однако подобные мероприятия всегда дают отдачу, и затраченные средства возвращаются с прибылью.<BR>Есть одна проблема, с которой сталкиваются почти все участники зарубежных выставок. Это отсутствие материалов о городе. Фирмы берут на себя такую благородную миссию, как реклама города на международном рынке, но этого все равно не хватает. Думаю, правительство города тоже должно как-то участвовать в рекламной деятельности.<BR><B>Алексей Днепровой</B><BR>Мы получили в наследство от наших предков великолепнейший турпродукт. И тем не менее возникает впечатление, что въездной туризм городу не нужен. Господа, вспомните Международный морской фестиваль в Англии. Англичане дали площадь бесплатно, нужно было только построить экспозицию - найти $20.000. Денег никто не дал. И мы упустили прекрасную возможность привлечь сюда яхтенный туризм.<BR>Нет четкой оценки роли туризма в экономике города. А ведь если бы не поток туристов, Петербург был бы в том же положении, что и Иваново. <BR>Конечно, нужно проводить больше выставочных мероприятий. Но фирмам в одиночку это не потянуть. Организовать хороший трехдневный салон, например, стоит минимум 200 тысяч. Даже крупная принимающая компания не может взять на себя такие расходы. Значит, нужна государственная поддержка.<BR><BR><B>Людмила Боткина</B><BR>Я не согласна с тем, что у города совсем нет рекламы. Петербург единственный от России входит в европейскую ассоциацию "Конгресс городов". Хотя в отсутствие финансирования проводить обширную кампанию достаточно сложно. Идет доработка программы развития туристско-гостиничного и курортного комплекса Петербурга. <BR>В бюджет города на 1999 год заложена сумма на поддержание имиджа города. Наш комитет, со своей стороны, намерен добиваться, чтобы часть этих денег пошла на те рекламные мероприятия, о которых мы сегодня здесь говорим.<BR>И все-таки не стоит уповать только на бюджетные средства. Давайте будем реалистами. Бюджетными деньгами ситуацию кардинально не изменить, нужно разумно использовать привлеченные средства, то есть ваши.<BR><BR><B>Сергей Корнеев</B><BR>Рекламную кампанию города надо строить не только за его пределами, но и разъясняя горожанам (и это задача администрации города), что туризм сегодня нужен, что турист не просто зевака, который ходит по Невскому, а человек, приносящий деньги и рабочие места. Без благожелательного имиджа внутри города не будет хорошего внешнего имиджа. <BR>Надо отойти от стандарта. Таких раскрученных рекламных брэндов, как "город белых ночей", "город трех революций", недостаточно.<BR>Яркий пример нестандартного подхода мне довелось наблюдать в одной африканской стране, которая объявила: "Такая-то точка в нашей стране является тем местом, откуда лучше всего в мире можно наблюдать солнечное затмение". И народ к ним поехал. <BR>В данном случае 300-летие города - тот флаг, который мы должны использовать. Нельзя, чтобы юбилей проводился и рекламировался, как разовая акция. Это брэнд, под который можно продавать пятилетнюю программу. Ведь, по статистике, очень немногие гости приезжают в Петербург повторно, в то время как в Париж 80% туристов приезжают по второму, третьему разу. Надо продвигать мероприятия, которые могут создать ощущение уникальности города.<BR><BR><B>Владимир Ельцов</B><BR>Нам, собственно, все равно, кого принимать, будь он хоть "негром преклонных годов". Но работать, конечно, интереснее с нашими туристами. По моим наблюдениям, в массе своей больше денег приносит российский турист. Когда мы сейчас говорим о рекламе, возникает вопрос - а что, собственно, продвигать?<BR>Музеи наши довольно странно работают: многие из них в праздники выходные, в каникулярное время у них тоже начинаются рождественские каникулы.<BR>Когда еле живой музей "Домик станционного смотрителя" объявил, что 7 января не будет работать, поскольку Рождество, нам с трудом удалось заставить его работать. <BR>Мы пообещали в домике няни Пушкина Арины Родионовны в Коблино поставить телефон. У нас 200-летие Пушкина на носу, а в домике няни Пушкина нет телефона! Мы туда повести туристов не можем, поскольку невозможно связаться. Друзья мои, что мы здесь рекламируем?<BR>В период белых ночей у нас в городе собирают правительственную тусовку. Это кто же додумался? Во всех нормальных странах подобные мероприятия проводятся в несезон, когда город надо заполнить. Так что мы будем рекламировать?<BR><B>Татьяна Ельцова</B><BR>Только тогда, когда город становится Меккой для соотечественников, он становится Меккой и для иностранцев. <BR>Все мы хотим получить богатого иностранного дядю, который приедет и начнет сорить деньгами. Наша беда в том, что мы до сих пор живем под обаянием этой мечты. Но зачем нам строить такое количество пятизвездных отелей, если у нас нет приличных гостиниц для молодежи, для российских туристов?<BR>Вот читаю я программу городскую и не понимаю, как она составлялась. Городской Комитет по туризму, который столько лет так героически пытается развивать въездной туризм, ни разу не пригласил фирмы, работающие на рынке, вот так посидеть и посоветоваться.<BR>В прошлом году я только к концу апреля сумела выяснить, в какой из дней будет проводиться празднование Дня города. Только в начале мая нам сообщили программу праздника. У меня уже в ноябре-декабре должно быть расписание праздника, чтобы я могла этот продукт продавать и рекламировать. А мы получаем сведения за день-два до события.<BR><BR><B>Владимир Лютов</B><BR>Мне кажется, что регулярный прием иностранных журналистов может помочь развеять миф о Петербурге как о криминальном и голодном городе. Но у нас подчас очень сложно договориться о безвозмездном и достойном размещении делегации, о культурной программе.<BR>В бюджет города туризм приносит достаточно денег. Мне кажется, должен быть какой-то возврат этих средств. Если налоговые органы собирают налоги с турфирм, то почему бы не вкладывать часть этих средств в развитие туризма?<BR><BR><B>Людмила Кудрявцева</B><BR>Администрация города продекларировала въездной туризм как приоритетное направление в экономике города. Так давайте будем последовательны. Никто не говорит сегодня о снижении налогов. Поговорим о вещах земных.<BR>Мы занимаемся круизным турбизнесом и обслуживаем пассажиров, которые прибыли в Петербург морским путем. Но с чем мы сталкиваемся? Недавно порт объявил, что отныне с каждого автобуса, который забирает пассажиров с причала, надо заплатить $30 в сутки. Выходит, что в сезон мы должны заплатить порту $78.000. На чьи плечи лягут эти затраты? На плечи турфирмы или на плечи западного партнера? Конечно, иностранцы за это платить не будут, они просто скажут: "Да мы и так туристов на веревке к вам тащим", - и вообще откажутся с нами работать.<BR>Я совершенно согласна со всем, что Владимир Ельцов сказал по поводу наших музеев. Где привлекательность? В самых удобных местах, где турист может выйти и пойти в музей - платная парковка или знак запрета. И как может быть договорная цена выше, чем цена в кассе музея? Ни один музей не пошел навстречу компаниям, которые приводят много туристов. Здесь логика совсем другая: "Вас так много - вы полы портите, поэтому цена для вас должна быть выше".<BR>Кто хоть раз сказал музеям: работать без выходных дней, парковка бесплатная. В программе этого не написано. Наверное, места не хватило. Идеи - это из области высоких материй, а я говорю о земных проблемах, с которыми сталкивается каждая турфирма. Вот обратились мы в администрацию Петербурга с вопросом: "Какие строительные работы будут проводиться в городе с мая по сентябрь? Можно будет через мост туристов водить или нельзя?" Никто не знает. Но ведь круизный турист находится в городе 1,5-2 дня, и за эти дни надо выжать из него и для города и для своей компании по максимуму.<BR>Конечно, никто не хочет вызывать огонь на себя. Но пусть правительство, которое декларирует приоритеты, возьмет на себя ответственность за непопулярные меры по отношению к музеям и театрам. <BR>Я понимаю, что музейные бабушки сегодня получают 400-700 рублей. Но мы каждый сезон около $2 млн оставляем в музеях в качестве прямых платежей. Цены для иностранцев в музеях валютные, а ведь рублевую зарплату сотрудникам никто не повысил.<BR>Думаю, что две трети программы можно вычеркнуть, потому что при той позиции, которой придерживается правительство, она неисполнима. Если сегодня правительство будет последовательно, а комитеты будут хоть немного заниматься простыми, земными вопросами, турфирмы сами сделают все остальное.<BR>