Маркетинг нужен и разведке, и бизнесу

О своей прошлой жизни военного разведчика Роман Васильев рассказывает скупо и кратко.

<BR><BR>О своей прошлой жизни военного разведчика Роман Васильев рассказывает скупо и кратко.<BR>Основные биографические данные сообщает по-военному, без лишних подробностей. Родился в семье кадрового офицера, учился в школах Венгрии, Забайкалья, Ленинграда. Поступил в Череповецкое военное училище радиоэлектроники на инженерный факультет. Попал в экспериментальную группу, которая занималась современной компьютерной техникой. Окончил училище в 1988 году и при детальном отборе попал в систему Главного разведывательного управления Генерального штаба.<BR>На вопрос, что означает "детальный отбор", Роман Васильев рассказал о психологическом тестировании на стрессоустойчивость, которое заодно оценивало уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье.<BR><BR><B>Помощь стране</B><BR>"По распределению я приехал лейтенантом в один из многих центров Разведуправления. До 1992 года наши центры существовали в каждой советской республике и по России. С 1988 года я служил в Баку. Это была серьезная и интересная работа, результаты которой помогали стране. Мы чувствовали, что результат нашего труда необходим.<BR>В повседневной работе мы пользовались и анализировали не только закрытую информацию, но и открытую. На самом деле очень много информации находится в открытых источниках, но после нашего анализа ее результат становился секретным.<BR>Суверенитет Азербайджана обострил внутренние конфликты, работать стало невозможно. Центр закрылся. Нас, в отличие от других родов войск, на произвол судьбы не бросили: направили в другие центры России. Хотя давка при посадке в военно-транспортный самолет, куда должны были попасть моя жена с девятимесячным сыном вместе с семьями других офицеров, запомнил надолго", - рассказывает Роман Васильев.<BR>В Петербурге Роман Васильев продолжал заниматься, как он скромно выразился, информационно-аналитической работой. Возглавлял небольшой коллектив, который включал выпускников Высшей школы КГБ и Института иностранных языков. Но постепенно военная разведка, как и вся армия, пришла в упадок.<BR><BR><B>Второй диплом</B><BR>"Из разведки уйти нелегко. В ГРУ работают интеллектуальные силы. От нас уходят в службы безопасности банков, в международный отдел налоговой полиции, многие возглавляют бизнес. На собственное дело денег ни у кого не хватало, живем на зарплату, которую выплачивают нерегулярно". <BR>Роман Васильев ушел в 1997 году. К уходу подготовился: закончил факультет переподготовки руководящих кадров в Инженерной академии по специальности "экономика и управление".<BR>"Мне было что сравнивать. Нам привили передовые взгляды ведения бизнеса. Моя вторая дипломная работа называлась "Построение фирмы на принципах маркетинга". Я даже не искал работу - мне предложили место руководителя отдела маркетинга еще во время обучения. Бизнес - это война: захват новых рынков и оборона старых. Победа в этой войне, как и в любой другой, невозможна без хорошего знания противника. Его сильных и слабых сторон. Его замыслов и намерений. Возможность получить полную информацию, проанализировать ее и спрогнозировать возможное развитие событий дает неоспоримое преимущество и значительные шансы на победу. У военных эту функцию выполняет разведка, в бизнесе она отдана маркетингу. И в разведке, и в бизнесе нехватка информации искажает прогноз. Получается, я всю жизнь я занимался маркетингом. Только работал с другой информацией", - улыбается Роман Васильев.<BR><BR><B>Маркетинг военный и мирный</B><BR>"Сегодня некоторые менеджеры противопоставляют сбыт и маркетинг. Первый приносит деньги, а второй якобы их съедает. Ссылаются даже на западное нововведение: отход от отделов маркетинга. Но ведь там в любой процветающей фирме каждый сотрудник пропитался маркетинговыми идеями. Все собирают информацию, все отслеживают, чем дышит рынок, - от уборщицы до директора. Все следят за ситуацией и понимают, сворачивается или разворачивается их бизнес. Маркетинг для западного работника - это идеология. Стержень, без которого не может работать ни одна фирма.<BR>У нас пока не думают, как сделать товар, который продает себя сам. Все силы уходят на то, чтобы пропихнуть, сбыть любыми путями производимый продукт. Разговоры о качестве воспринимаются, как вмешательство во внутренние дела суверенного государства.<BR>В армии есть понятие вводной, на которой учат нештатной ситуации: пожар, нападение, стихийное бедствие. Каждый знает, что ему делать. Другое дело - в мирном бизнесе: в большинстве фирм нет элементарного плана действий сотрудников на случай негативного изменения ситуации на рынке. Когда придет, тогда и будем делать. Хотя принимать решения на основе интуиции сегодня рискованно.<BR>По набору разведпризнаков в большей или меньшей степени можно прогнозировать ситуацию. Я пользуюсь прежними методами. Доллар - один из четких индикаторов. С его ростом падает платежеспособность, общая масса начинает получать меньше и будет меньше покупать. Усиливается негативное влияние на рынок, который, в предчувствии дурного, ведет себя непредсказуемо. Значит, сегодня особенно усиливается роль практического маркетинга. Куда и как двигаться, что и как делать. А главное - как убедить руководителей, что на маркетинг нужно обращать внимание", - сокрушается Роман Васильев.