Поглощение компаний: что хорошо до кризиса, то гибельно сейчас

Еще до кризиса крупная московская компьютерная фирма "Арсеналъ" купила Центр программного обеспечения в городе на Неве. Покупатель не отрицает, что альянс значительно укрепил позиции его бизнеса во время кризиса. Однако сегодня никому не советует следоват

<BR>Еще до кризиса крупная московская компьютерная фирма "Арсеналъ" купила Центр программного обеспечения в городе на Неве. Покупатель не отрицает, что альянс значительно укрепил позиции его бизнеса во время кризиса. Однако сегодня никому не советует следовать по его стопам.<BR>Покупка московской компанией петербургского Центра программного обеспечения (ЦПО) "Бикар", известного как создатель программы для организации делопроизводства в офисе "Дела в порядке" и редактора текстов "Иван Федоров", наделала много шуму среди разработчиков программного обеспечения. <BR>Причем обсуждались не цена или особые условия сделки, а собственно факт покупки, который некоторые склонны считать прецедентом.<BR>Заместитель директора по маркетингу компании "Астро-Софт" Виктор Сущев поясняет: "Большинство фирм работает, пока работается, или тихо исчезает, а о смене собственника задумываются только в том случае, если необходимы финансовые вливания и есть что продать. И далеко не всегда такие раздумья заканчиваются продажей именно компании. <BR>Например, в сфере разработки ПО коллектив разработчиков, владеющих какой-либо технологией, иногда просто увольняется из своей фирмы и переходит на работу туда, где востребован его интеллект, и на новом месте пытается воплотить свои замыслы".<BR>По оценкам некоторых руководителей петербургских компьютерных фирм, российский рынок информационных технологий еще недостаточно развит и цивилизован, чтобы покупка бизнеса проводилась в хрестоматийном виде. Фирму трудно оценить формальными методами, да и в самой ее деятельности многое не формализовано. Так что зачастую невозможно понять: а что, собственно, продается? "С ростом конкуренции и с появлением у компаний реальных ценностей - раскрученной торговой марки, технологии, налаженного бизнес-процесса, менеджмента, сети сбыта и так далее - продажи компаний перестанут быть экзотикой", - говорит Виктор Сущев.<BR><BR><B>Покупатель, но партнер</B><BR>Продажа ЦПО "Бикар" - как раз тот случай, когда компания нашла инвесторов в лице покупателей. Однако сами программисты не считают, что с их фирмой произошло нечто из ряда вон выходящее.<BR>Директор петербургского филиала компании "Арсеналъ" (бывший ЦПО "Бикар") Станислав Жаринов говорит: "Фактически "Арсеналъ" приобрел нашу технику плюс пакет документов, включая право аренды. Затем состоялся формальный переход сотрудников. Для нас это был очевидный способ выжить".<BR>Московский патрон целиком взял на себя заботы по маркетингу и рекламе готовой продукции, а прежний коллектив программистов посвятил себя разработке последней версии системы ведения делопроизводства "Дела в порядке". "В противном случае нам пришлось бы просто остановить работу до лучших времен", - комментирует перемены Станислав Жаринов. <BR>Исполнительный директор компании "Арсеналъ" Даниил Рыбак (Москва) объясняет: "Нас заинтересовала сильная команда разработчиков "Бикара", их программная продукция. В какой-то момент и мы, и руководство ЦПО пришли к выводу, что компаниям нет смысла толкаться друг с другом, что у нас общий конкурент - это Microsoft. Поэтому покупка "Бикара" была скорее актом партнерства, чем поглощением в прямом смысле этого слова".<BR>Свое решение о прямой покупке фирмы москвичи объясняют так: "Во-первых, у "Бикара" к моменту продажи, которая состоялась в октябре 1997 года, действительно были проблемы, с которыми он в одиночку не справился бы. Во-вторых, мы не используем такие некорректные способы ведения бизнеса, как переманивание специалистов. Это всегда чревато тем, что начинает ломаться внутренняя структура коллектива: кто-то хочет переходить, кто-то нет - начинается разлад. А нам была нужна хорошая команда.<BR>То, что произошло год назад, несомненно, усилило наши позиции. "Арсеналъ" приобрел сильную команду программистов, права на такие отличные разработки "Бикара", как система "Дела в порядке" и "Иван Федоров", новый рынок сбыта своей продукции, наконец, технически оснащенный филиал в Петербурге". <BR><BR><B>Объединение - удел сильных</B><BR>Несмотря на то что для многих видов бизнеса слияние компаний стало характерной тенденцией кризисного времени, сегодня компания "Арсеналъ" никому не советует следовать их примеру. <BR>Говоря о слиянии компаний "Бикар" и "Арсеналъ", надо учитывать, что, когда это происходило, никто не подозревал о надвигающемся кризисе. "Сегодня, во время кризиса, мы вряд ли решились бы на такой шаг, - признается Даниил Рыбак. - Поглощение компанией чьего-то бизнеса всегда приводит к увеличению ее структурных расходов. Поэтому покупатель всегда просчитывает - окупится ли приобретение". <BR>Москвичи рассматривали "Бикар" в двух ипостасях: как коллектив программистов и как площадку продаж. <BR>"С точки зрения продаж он не доходен. Мы сделали ставку на разработку нового программного продукта нашей фирмы, которой занимаются петербургские специалисты. Она еще не закончена, и продаваться новый продукт начнет в лучшем случае через год, а окупится, возможно, через 2-3 года. Год назад мы могли себе позволить далеко идущие планы и произвести вливания в купленный бизнес. Сегодня это было бы нереально. <BR>Рынок сбыта во время кризиса неопределенен, и просчитать, как будет продаваться новый продукт, очень сложно. Сегодня наши расходы по содержанию филиала превосходят доходы, которые он приносит. Поэтому я никому бы не советовал идти по нашим стопам в надежде, что объединение поможет преодолеть кризис", - говорит Даниил Рыбак.(А.Н.)