00:0007 октября 199800:00
7просмотров
00:0007 октября 1998
В Петербурге взвешивают экономические "за" и "против" возможного объединения с Ленинградской областью. Причем публично говорят в основном об аргументах "за". В неофициальных же беседах численный перевес пока за высказываниями "против".
<BR><BR>В Петербурге взвешивают экономические "за" и "против" возможного объединения с Ленинградской областью. Причем публично говорят в основном об аргументах "за". В неофициальных же беседах численный перевес пока за высказываниями "против".<BR>Дружба Петербурга и Ленинградской области с 1991 года складывалась непросто. И дело не только в разной политической ориентации руководителей города и области - очень скоро выяснилось, что два соседних субъекта Федерации обречены на конкуренцию. Прежде всего - за самый дефицитный в России "товар": за инвесторов.<BR>Иногда соседи инвесторов друг у друга "уводили". Например, американская компания Caterpillar Inc. после длительного общения с властями Петербурга предпочла потратить свои $50 млн на территории Ленинградской области.<BR>Если город и область объединятся, подобные проблемы, естественно, исчезнут. Но еще раньше появятся новые. <BR><BR><B>Разный подход</B><BR>С начала 90-х годов каждый субъект Федерации жил своим умом. И кое-что за это время нажил.<BR>У Петербурга и Ленинградской области разное законодательство. По некоторым вопросам - очень разное. При объединении все "парные" законы придется сводить воедино.<BR>Представители городской администрации считают, что наиболее серьезные расхождения касаются инвестиционного законодательства. "Петербург заявил, что готов предоставлять льготы любым инвесторам, которые действуют в городе. Ленинградская область же - лишь инвесторам, с которыми у администрации заключены определенные договора", - считает заместитель председателя Комитета финансов городской администрации Сергей Демин.<BR>В отношении налогового законодательства, полагает он, проблем будет меньше: областное правительство вело налоговую политику, схожую с городской.<BR>Зато при объединении не избежать сложностей из-за разных систем местного самоуправления: в области муниципальные образования имеют нормальные бюджеты, собственность и прочие атрибуты полноценной власти; в Петербурге же администрация сделала все, чтобы местное самоуправление было лишь видимостью.<BR>Впрочем, областное руководство в отношении возможного выравнивания законодательства проявляет оптимизм. "Законы у нас приняты примерно одинаковые. Правда, учитывая, что мы - регион территориально "разбросанный", у области есть некоторые особенности", - говорит и.о. губернатора Ленобласти Валерий Сердюков.<BR><BR><B>Заглянем в карман</B><BR>Но не законами едиными жив субъект Федерации. Жив он прежде всего имеющимися в наличии деньгами и долгами.<BR>Недавно председатель комитета финансов Ленинградской области Александр Яковлев сообщил: за январь-июль 1998 года доходы консолидированного бюджета области с учетом поступлений Дорожного фонда и федеральных трансфертов составили 1658,8 млн рублей (42,4% от годового плана). Израсходовано же за это время 2205 млн рублей (45,4%). Бюджетный дефицит - около 546 млн рублей - финансировался за счет банковских кредитов и заимствований на внутреннем рынке: на 1 августа было привлечено кредитов на сумму 640,7 млн рублей, размещено облигаций внутреннего займа на 450 млн рублей (по номиналу).<BR>Кроме долга внутреннего у Ленинградской области есть еще внешний - $53 млн (синдицированный кредит с учетом предстоящей выплаты процентов).<BR>Областной комитет финансов прогнозирует, что по итогам 1998 года исполнение консолидированного бюджета Ленинградской области составит 65-70%.<BR>Петербург же за январь-июль нынешнего года собрал, по данным Комитета финансов города, 10.123 млн рублей. Потратив при этом 9960 млн рублей. "У нас очень неплохие шансы на 100% исполнить бюджет по итогам года", - заявляет Сергей Демин. <BR><BR><B>Долги их тяжкие</B><BR>"Когда коэффициент кредитоспособности составляет минус 300% - это банкротство", - отозвался о финансовом состоянии Ленинградской области один высокопоставленный городской чиновник.<BR>В соседнем субъекте Федерации таких слов, естественно, не произносят. Однако Валерий Сердюков фактически подтвердил корреспонденту "ДП", что в ближайшее время кредиторам от области не следует ждать аккуратности в части расплаты по долгам. <BR>"Очень сложная ситуация, - трижды повторил и.о. губернатора Ленинградской области перед тем, как конкретизировать, что собирается делать область со своими долгами. - Мы просим - в том числе и через "Деловой Петербург" - чтобы банки, которые нас кредитовали, отнеслись к нам с пониманием. Чтобы мы не вступали с ними ни в какие конфликты. Область должна жить, и в то же время ее правительство должно решать вопросы по погашению кредитов".<BR>По словам Валерия Сердюкова, сегодня стоит вопрос о реструктуризации бюджетных долгов области за электроэнергию и газ на 10-15 лет. Что касается банковских кредитов, то здесь, убежден и.о. губернатора, тоже должна быть реструктуризация, хоть и не на столь большой срок. "Необходима реструктуризация в отношении областного займа. Может, даже в первую очередь в отношении него", - считает Валерий Сердюков.<BR>По мнению представителей городской администрации, все это - последствия бюджетной политики, которую вело областное правительство. В Петербурге эту политику в лучшем случае мягко называют "несколько рискованной": бюджеты принимались дефицитные, быстро рос долг, выдавались поручительства под кредиты промышленным предприятиям. "В этом смысле трудно даже сравнивать Петербург, у которого высокая кредитоспособность и которому еще дают деньги, с областью, которой не даст уже никто", - эти слова корреспондент "ДП" за последнюю неделю слышал неоднократно. Естественно, от представителей города. Которым жаль портить петербургский кредитный рейтинг областными показателями.<BR><BR><B>Область верит в завтра</B><BR>"Если мы будем исходить из того, кто больше должен, у кого бюджет хороший, а у кого плохой, если будем видеть в объединении решение только сегодняшних проблем, это будет совершенно неправильный подход", - убежден Валерий Сердюков. Он считает, что решение надо принимать "на всю оставшуюся жизнь". Потому что, по мнению Валерия Сердюкова, "никто сегодня не может сказать, кто через 3-4 года будет лучше жить - Петербург или Ленинградская область".<BR>Напомним: в бытность губернатором области Вадим Густов не уставал повторять, что результаты сегодняшней работы областного правительства появятся года через три. То есть когда будут завершены (а в том, что это случится, Вадим Густов не сомневался) основные крупные проекты: построены порты, запущены новые заводы и т.д. Будущие "бюджетные прибыли" бывший губернатор Ленобласти оценивал в $1,5-2 млн. <BR>Вся проблема в том, что городские коллеги Густова и Ко никогда особо не верили в осуществимость областных "строек века".<BR><BR><B>Минус на плюс</B><BR>В общем, с минусами - для Петербурга - возможного объединения все более-менее ясно: если на месте двух появится единый субъект Федерации, городу придется разбираться с областными долгами (не только перед кредиторами, но и перед учителями, врачами и прочими бюджетниками).<BR>Однако есть и плюсы.<BR>Во-первых, вместе легче претворять в жизнь утвержденную на федеральном уровне концепцию Программы транспортно-технологического обеспечения транзита грузов через прибрежные территории Финского залива. Транзит - один из самых реальных источников денег для региона, и скоординированные действия города и области в модернизации существующих портов и строительстве новых позволят избежать конкуренции, разделив грузопотоки.<BR>Во-вторых, возможность политических конфликтов с Ленинградской областью авторами Стратегического плана Петербурга называлась в числе потенциальных опасностей для развития города. Объединение, естественно, данную опасность устраняет.<BR>В-третьих, как уверяют специалисты, чем больше регион, тем привлекательнее он выглядит для инвесторов. Можно более активно заняться рекламной кампанией - сегодня и Петербург, и Ленинградская область тратятся на информирование потенциальных инвесторов о возможных проектах и будущих материальных выгодах.<BR>Наконец, сообща легче решать вопросы взаимоотношений областных сельхозпроизводителей с городскими овощебазами; строить дороги к садоводствам; разбираться с предприятиями, которые расположены на территории области, а налоги платят в областной бюджет (и наоборот)...<BR>До сих пор всеми этими "пограничными" проблемами занималась специальная рабочая комиссия с участием представителей города и области.<BR><BR><B>Если бы не кризис</B><BR>Не было бы кризиса, город, воодушевившись явными плюсами, возможно, не так бы цеплялся за минусы. Тем более что протокол о намерении в будущем объединить Петербург и Ленинградскую область был подписан еще 2 года назад.<BR>"До 17 августа мы могли сказать: уважаемые горожане, мы на 2 года откладываем важнейшие городские проекты и будем поднимать область, потому что по-прежнему считаем себя еди-<BR>ным целым", - предположил в беседе с корреспондентом "ДП" один из представителей петербургской администрации. <BR>Сегодня же, по мнению нашего собеседника, следует поступить так. Во-первых, объявить переходный период на несколько лет. Во-вторых, подписать экономическое соглашение между Петербургом и Ленинградской областью. Включить в петербургский бюджет некие "программы взаимной поддержки" - средства на реструктуризацию экономики области. Параллельно выравнивать законодательство. "Тогда к 2000 году можно идти на объединение. Иначе политическая кампанейщина опередит экономические интересы", - подытожил представитель городской администрации. <BR>Впрочем, быстрого объединения не получится в любом случае. Губернатор Петербурга Владимир Яковлев уже заявил, что нельзя превращать этот процесс в кампанию "наподобие коллективизации". <BR>Нужны референдумы в Петербурге и Ленинградской области. Но если в городе закон, регламентирующий проведение референдумов, существует, то областным депутатам его надо принять. <BR>При этом городской закон предусматривает явку на референдум не менее 50% от общего количества избирателей; а столь массово петербуржцы избирательные участки не посещали уже несколько лет. Наконец, объединение субъектов Федерации требует внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.<BR>На все это потребуется года два - как раз столько, сколько осталось до выборов губернатора Петербурга.