На рынке алкоголя опять паника

Затея Правительства РФ победить нелегальную водку с помощью новых акцизных марок обернулась убытками для основных производителей и оптовиков.

<BR><BR>Затея Правительства РФ победить нелегальную водку с помощью новых акцизных марок обернулась убытками для основных производителей и оптовиков. <BR>Только в Петербурге осталось не реализовано около 50.000 дал (1 млн пол-литровых бутылок) алкоголя, который с 1 июня считается незаконным, - на этих бутылках наклеена старая акцизная марка (спецмарка). Одна из крупнейших партий товара со старыми марками зависла у компании Pierre Smirnoff - 45 тыс. ящиков водки на сумму $4,5 млн (эта водка разливается на "Ливизе). У ЗАО "Сварог" осталось на складах водки примерно на 3,4 млн рублей, а уего оптовых клиентов из дальних регионов России - на 1,2 млн рублей. У СП "ЛивАс" (дистрибьютора продукции ТОО "Ливиз") остаток невелик - около 14.000 бутылок. К тому же они находятся на "Ливизе", которому удалось в начале июля получить от налоговой инспекции марки нового образца и приступить к переклеиванию спецмарок на ранее выпущенной водке.<BR><BR><B>Высочайшее решение</B><BR>Еще в мае петербургские производители и оптовики, понимая, что не успевают распродать остатки алкоголя со старыми марками до 1 июня, начали добиваться переноса срока окончания реализации крепких напитков на 1 октября. Но тщетно. Губернатор Петербурга Владимир Яковлев не подписал распоряжение о продлении срока, получив на проект документа отрицательное заключение Налоговой полиции, ГНИ по Петербургу, Госторгинспекции а также Юридического комитета. Но губернатор обратился к Правительству РФ с просьбой о продлении срока реализации остатков алкоголя со старыми марками.<BR>В начале июля из Минфина и Госналогслужбы пришел категорический и окончательный отказ. Это означает, что весь товар со старыми спецмарками становится чистым убытком торговцев, а за его хранение налоговые органы, борющиеся с незаконным оборотом алкоголя, будут карать по всей строгости закона.<BR>В составлении ходатайств и переговорах производителей и оптовиков с администрацией Петербурга принимал активное участие Комитет экономики и промышленной политики (КЭПП). Советник председателя КЭПП Вениамин Грабар, в недавнем прошлом возглавлявший торговую компанию "Росалко-Нева", комментирует ситуацию: "Этот рынок очень сложен. Поэтому разрешение на продление срока реализации должны получить либо все, либо никто".<BR><BR><B>Заморочки с марками</B><BR>Специальную маркировку для алкогольной продукции Правительство России ввело с 1 января 1997 года. Утверждалось, что наличие марки позволит обеспечить сбор налогов и установить контроль за производством и реализацией алкоголя. В спешном порядке производители обзаводились оборудованием для наклейки марок, полиграфисты печатали их, и лишь ценой немалых усилий участникам рынка удалось распродать в отведенный срок немаркированный алкоголь.<BR>В июле 1997 года Правительство скоропалительно меняет содержание марки, отведя производителям и торговле меньше 2 месяцев на перестройку. Новая марка имеет указание на регион производства, но это не помогло избавить рынок от нелегального алкоголя. Неофициальная торговля приспосабливается и продолжает уходить от налогов, официальная - несет убытки. Как утверждают специалисты фирмы "Сварог", до сих пор на складах многих законопослушных торговцев лежат мертвым грузом бутылки с подлинными марками старого образца.<BR>Новые спецмарки, введенные Постановлением Правительства РФ от 27.12.97 №1628, имели не только 9 степеней защиты от подделок, но и указание емкости посуды. Как полагают в контролирующих органах, это поможет полнее собирать акцизы с выпущенного алкоголя. <BR>По словам начальника отдела налогового контроля в сфере оборота алкогольной продукции ГНИ по Петербургу Нины Соломатовой, у производителей все же возникли проблемы. Прежде всего у "Ливиза", с которым удалось окончательно решить проблему марок определенной формы лишь 1 июля. В итоге, бюджет недополучил акцизы за март, апрель, май, июнь 1998 года. Сбор налога по отношению к плановому заданию составил лишь 80%. По словам Нины Соломатовой, в конце июня платежи пошли, но они попадут в отчетные показатели июля.<BR><BR><B>Чей просчет</B><BR>Производители алкоголя успокоились, оптовики подсчитывают убытки. Чиновники убеждены, что они сделали для законопослушных участников алкогольного рынка все, что могли. Если уж у торговцев остались нераспроданные запасы, то это их маркетинговый просчет. То, что рынок алкоголя нестабилен - не удивляет. Если торговец не владел данными по состоянию рынка, то легко было и просчитаться - ведь картина производства водки в Петербурге в 1998 году совсем не похожа на то, что было год назад (см. табл.)<BR>Вероятно, правы те, кто требует от петербургской администрации и госстатистики более полно раскрывать данные о конъюнктуре регионального и российского рынка.