Морской бизнес сажают на сухой паек

Государственный таможенный комитет издал приказ, отменяющий ряд таможенных документов, часть из которых регламентировала работу шипчандлеров - судовых снабженцев. Причина этого решения непонятна никому - ни бюджету ни бизнесменам такие нововведения пользы

<BR><BR>Государственный таможенный комитет издал приказ, отменяющий ряд таможенных документов, часть из которых регламентировала работу шипчандлеров - судовых снабженцев. Причина этого решения непонятна никому - ни бюджету ни бизнесменам такие нововведения пользы не принесут. Самое печальное, что все это негативно сказывается в первую очередь на имидже Петербурга как транспортного узла. Администрация города последнее время заявляет, что транспорт - одно из стратегических направленияй развития города. Понимание необходимости продвигать петербургский порт приходит и к чиновникам федерального уровня. На экономический форум приехал глава таможенного комитета. Наверное, он тоже хочет поддержать идею развития транспортных коридоров через Петербург. Можно искать деньги на развитие портов, проводить конференции, убеждать в выгодности тех или других проектов. Но, чтобы заработать имидж, нужны годы работы, а чтобы разрушить его, достаточно одного приказа.<BR><BR><B>Приказ ГТК заставит снабженцев уйти в тень</B><BR><B>Андрей Ехменин начальник таможенного поста центральный Балтийской таможни</B><BR><BR>Государственный таможенный комитет (ГТК) выпустил Приказ №344, который отменил и приостановил действие нескольких таможенных документов, среди которых и указания ГТК, определяющие порядок оформления грузов материально-технического снабжения судов. Этот технологический механизм был разработан нами в Балтийской таможне и в течении 3 лет отработан. Суть его заключается в том, что вместо оформления декларации на каждую поставку товара на судно поставщик подает раз в месяц периодическую декларацию. Эта технологическая схема позволила вывести бизнес снабжения судов из тени, и государство стало получать деньги в бюджет. Если в 1996 году доход от оформления товаров по Балтийской таможне составил 230 млн рублей и $12.500, то в 1997 году эта цифра выросла до 408 млн рублей и $23.000.<BR>Отмена таможенных документов, которые определяли этот механизм, приводит к тому, что сейчас юридической базы для работы шипчандлеров (судовых снабженцев) не существует. То есть старый механизм отменен, а нового не предложено. <BR>Я могу привести аналогию с ситуацией при ремонте судов. По таможенным документам для ремонта судна необходимо оформить две декларации, заплатить определенную сумму сборов (около $500). Когда ремонт существенный, то вопросов не возникает, а если его стоимость сравнима с суммой сборов, то предприниматели начинают искать пути, как не платить эти деньги. Поэтому сегодня очень часто про факт ремонта судна мы даже не знаем. Все стараются уйти в тень.<BR>Поэтому отмена указания может заставить судовых снабженцев нарушать закон и отказаться от оформления документов вообще. Понятно, что доходы казны от этого только снизятся. Кроме того, привлекательность порта для судовладельцев также не возрастет. <BR>По всей видимости, ГТК отменил этот приказ, не разобравшись в существе вопроса. К сожалению, специфику морского транспорта Таможенный комитет иногда не учитывает, и это приводит периодически к проблемам с оформлением грузов в порту.<BR><BR><B>Для шипчандлера самое главное - время</B><BR>шипчандлер (судовой снабженец)<BR><BR>Особенность судового снабжения связана с тем, что все надо делать очень быстро. Я в прошлом сам плавал и на торговом флоте в качестве начальника радиостанции судна и постоянно сталкивался с работой шипчандлеров в разных портах мира. Если с утра капитан судна дает по радио заявку на продукты питания или другие товары, то к обеду все уже привозят. И для нас самое главное - время. Мы готовы даже больше платить за оформление документов, лишь бы процедуры оформления были проще и занимали меньше времени.<BR>Механизм оформления, который работает в порту уже более двух лет, конечно, не идеален, но мы к нему привыкли и он позволял работать. В случае отмены этой процедуры как нам придется работать, пока непонятно в принципе. Если при каждой поставке товаров на судно нам придется заполнять декларацию, паспорт сделки и так далее, то мы просто не будем укладываться по времени. Судно в порту иногда стоит только одни сутки или даже меньше. За это время оформить все необходимые документы в таможне, в банке просто невозможно. В результате либо суда будут закупать провизию в портах других государств, либо шипчандлер будет вынужден уходить в тень. Российские законы и так ставят нас в ситуацию, когда вся продукция, которую мы поставляем, дороже чем в зарубежных портах. <BR>Во-первых, продовольственные товары, которое закупают моряки, импортные. Во-вторых, в Европе существует возможность возвращать налог на добавленную стоимость по системе Tax-Free. А мы даже НДС вернуть не можем. В июне таможня перестала ставить отметки об экспорте товара, и возврат НДС прекратился. Но это еще можно объяснить большим желанием государства поднять поступления в бюджет. Отмена же механизма работы шипчандлеров в порту посредством периодической декларации приведет к снижению поступлений денег в бюджет. <BR> Главная проблема - необходимость оформлять кучу бумаг. Для этого, наверное, придется содержать в нашей небольшой фирме специальный отдел. Прибавится проблем и у судовладельца. Если раньше судовладелец расплачивался за все услуги по пребыванию в порту с судовым агентом, то теперь ему придется заключать контракт и осуществлять платежи шипчандлеру, бункеровщику. <BR>Все это негативно отражается на репутации порта. Многие капитаны и так бояться сюда заходить. И порядки в нашем порту постепенно начинают напоминать Нигерию, где при закупке провизии местные таможенники пересчитывают каждую курицу и придираются к любому знаку препинания.