Проект российского Налогового кодекса развязывает руки мытарям

Проект долгожданного Налогового кодекса готовится ко второму чтению в Государственной думе. Налогоплательщикам он готовит ряд неприятных сюрпризов.

<BR><BR>Проект долгожданного Налогового кодекса готовится ко второму чтению в Государственной думе. Налогоплательщикам он готовит ряд неприятных сюрпризов.<BR>Государственная дума РФ приняла правительственный вариант Налогового кодекса (НК) 16 апреля 1998 года, а 24 апреля состоялся семинар Министерства финансов России и Минфина Швеции, на котором обсуждалась его вторая редакция. В частности - вопросы организационной процедуры при проверке налогоплательщиков, законодательство по применению штрафных санкций, процедура обжалования. <BR>В семинаре участвовала и руководитель департамента аудита петербургского филиала фирмы "Гориславцев и К. Аудит" Лия Куприянова, которая комментирует некоторые положения проекта НК.<BR><BR><B>Кому дадут больше прав</B><BR>С момента принятия только кодекс будет определять права и обязанности граждан, юридических лиц - налогоплательщиков и налоговых органов. <BR>"Одна из основных проблем - полное отсутствие ограничений полномочий Государственной налоговой службы и налоговой полиции. В случае принятия НК в этой редакции налогоплательщик останется абсолютно беззащитен перед названными структурами", - отмечает Лия Куприянова.<BR>Согласно статье 118 проекта, при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику. <BR>При этом под правомерными понимаются любые действия налоговых органов на основе прав, которые предоставляются им статьей 41 проекта, а также иными статьями. Эта статья содержит, в частности, следующие пункты о правах:<BR><BR>1. "Осуществлять проверку соответствия остатков товарно-материальных ценностей. При этом не оприходованная в установленном порядке денежная наличность, а также стоимость иного не отраженного в учете имущества, за исключением основных средств и нематериальных активов, рассматриваются как сокрытый (заниженный) доход". <BR><BR>Эксперты-аудиторы по поводу этого пункта задаются вопросом: на каком основании?<BR><BR>2. "Изымать при проведении налоговой проверки и при осуществлении производства по делу о нарушении налогового законодательства документы налогоплательщика и иные предметы, могущие служить вещественными доказательствами по делу о нарушении налогового законодательства, в случаях, когда есть достаточные основания предполагать, что эти документы или предметы будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены". <BR><BR>Проект НК дает полную свободу налоговым инспекторам и полицейским забирать любые документы и носители информации.<BR><BR>3. "При наличии достаточных оснований не принимать во внимание в целях налогообложения формальную сторону сделки". <BR><BR>Кто и на основании каких документов или доказательств будет определять "достаточность оснований", названных в статье 41 проекта, экспертам-аудиторам непонятно.<BR><BR>Конфетка для "стукачей"<BR>У экспертов вызвали серьезные опасения с точки зрения возможного правоприменения также пункты статьи 41: "При непредоставлении налогоплательщиком документов (сведений), необходимых для осуществления налогового контроля, налоговый орган вправе самостоятельно определить величину налогового обязательства налогоплательщика на основании имеющейся у него информации (в том числе информации о затратах налогоплательщика) или по аналогии с другими подобными налогоплательщиками".<BR>Кроме того, трудно переоценить негативные последствия пункта 2.5 статьи 42: "...Выплачивать по письменному распоряжению руководителей Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции вознаграждение любому физическому лицу, предоставившему информацию о нарушении иным лицом налогового законодательства, в размере до 10% суммы налогов, предъявленных налоговым органом к уплате в результате использования этой информации, за счет средств соответствующего бюджета (внебюджетного фонда), но не более 10.000 рублей. Информация о таких выплатах и физических лицах, которым они производятся, составляет налоговую тайну".<BR><BR><B>Место для тайны</B><BR>Статья 150 проекта гласит: "непредставление налоговому органу информации о налогоплательщике влечет наложение штрафа в размере: 5000 рублей - для организации, 500 рублей - для физического лица".<BR>Под "непредставлением информации" в данном случае понимается нарушение установленного срока представления налоговому органу документов и (или) иных сведений о налогоплательщике, за исключением информации, составляющей врачебную, адвокатскую тайну, тайну нотариального действия, тайну исповеди этого лица. <BR>Упоминание об аудиторской тайне в данной статье отсутствует. На основании этой статьи аудиторские фирмы и частные аудиторы могут быть привлечены к ответственности. Если в Налоговом кодексе не будет ссылки на аудиторскую тайну, все попытки аудиторов отстоять права клиентов и собственные права пропадут впустую.<BR><BR><B>Ответственность - на всех</B><BR>Круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за налоговые правонарушения, значительно расширен за счет лиц, которые не являются налогоплательщиками. <BR>В частности, статьи 140 и 141 проекта предусматривают равную ответственность как для самого налогоплательщика, так и для лица, оказывавшего ему содействие. При этом определение понятия "содействие" в данных статьях отсутствует, что позволит налоговым органам толковать это понятие весьма широко и отнюдь не в пользу этих "содействовавших" лиц. В статье 150, предусматривающей ответственность за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, не выделено, что отвечают только налогоплательщики. Эксперты отмечают, что по данной статье можно привлечь любое лицо, не давшее налоговикам информацию.<BR><BR><B>Великие кары</B><BR>В настоящее время ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства регламентируется статьей 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы", согласно которой существуют три вида налоговых нарушений и соответствующей ответственности.<BR>Глава 16 проекта НК расширяет количество видов налоговых правонарушений до 24, причем ответственность по ряду из них либо необоснованна в принципе, либо нецелесообразно и неоправданно завышена.<BR>Например, статья 137 говорит, что "нарушение правил ведения налогового и иного учета, необходимого для налогообложения, и составления отчетности влечет наложение штрафа в размере 3000 рублей". Согласно части 2 данной статьи, такими нарушениями признаются несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухучета, в ином учете, необходимом для налогообложения, финансовых операций; неправильное составление отчетов об экономической деятельности организации или предпринимателя; включение недостоверных данных; неправильное применение иных правил, в том числе метода учета. Эксперты недоумевают: чем, с точки зрения НК, определяются "методы учета" и их правильность - законами, подзаконными актами или бесчисленными методиками и разъяснениями, не имеющими законной силы? Статья 137 проекта предусматривает ответственность независимо от того, повлекло ли такое нарушение сокрытие, занижение или неучет конкретного объекта налогообложения. Интересно, что налоговая амнистия к лицу, добровольно заявившему о совершенном им налоговом правонарушении, применяется не в обязательном порядке, а по решению соответствующего органа налоговой службы. По мнению экспертов, это также может способствовать произволу и коррупции.