Возить грузы по городу нанимались ломовики

В5 часов утра в верхних этажах домов, расположенных вдоль оживленных магистралей, начинали дрожать стекла - это ломовые извозчики ехали по булыжной мостовой.

<BR><BR>В5 часов утра в верхних этажах домов, расположенных вдоль оживленных магистралей, начинали дрожать стекла - это ломовые извозчики ехали по булыжной мостовой.<BR> Ломовые ("ломовина" - сильный, здоровый, неуклюжий) извозчики нанимались перевозить грузы и товары. <BR><BR><B>По договору с торговцами</B><BR>Город разрастался, ломовиков становилось больше. В конце XIX - начале XX века наблюдался взрыв этого вида транспорта. Так, в 1870-х годах ломовиков в городе насчитывалось 5000, а в 1900-х их стало около 25.000. Многие из них договаривались с нанимателями (чаще всего это были торговцы хлебом и лесом) о работе на продолжительный срок. Оплата труда извозчиков определялась соглашением. Если же извозчик вез разовый груз, то оплата его труда зависела от величины груза и от расстояния перевозки. Обозы скапливались на специальных стоянках - биржах. Они находились внутри Гостиного двора, на Сенной, Знаменской (Восстания) площадях, у Чернышева (Ломоносова) моста, у Андреевского, Никольского и других рынков. У Никольского рынка обычно шла возовая торговля. Крестьяне, приехавшие из окрестных деревень, стояли здесь с громоздкими повозками, растянувшимися на сотни метров. Возы не распаковывали, а товар показывали через "пробу", которой могла быть связка лука, пучок моркови, кочан капусты и т.п.<BR>Лавочник, покупавший с воза весь товар, ехал с крестьянином до рынка, где находилась лавка, в которую и выгружался товар.<BR><BR><B>Для частных клиентов</B><BR>Гужевым транспортом пользовались и для перевозки мебели. В городе работали специальные "заведения для перевозки мебели", которые брали на себя доставку ее не только в пределах городской черты, но и в дачные места. Требование о присылке людей подавалось накануне перевозки, а оплата определялась соглашением нанимателя с хозяином заведения. Перевозки осуществлялись в одно- или пароконных закрытых, реже открытых фургонах, окрашенных в синий цвет. На каждом фургоне писались белой краской адрес и фамилия владельца, который нес ответственность за сохранность имущества, он же оплачивал полицейские штрафы, наложенные на провинившихся возчиков и грузчиков его заведения.<BR><BR><B>Другие виды транспорта</B><BR>Перевозились грузы и в коночных вагонах. Первая линия конно-железной дороги, открытая в 1860 году на Васильевском острове (ходила от складов Биржи до 17-й линии, к месту разгрузки кораблей), была грузовой. В 1863 году появились три первые линии пассажирских конно-железных дорог, которые через пару десятков лет пересекли город вдоль и поперек. Пассажирская конка в ночное время становилась грузовой. Владельцы конок получали с этого немалый доход.<BR>Известно, что в сентябре 1907 года в Петербурге пошел первый постоянно действующий трамвай. Сначала это был только пассажирский транспорт, но вскоре его стали использовать и для перевозки грузов, производившейся только ночью в специальных вагонах (почтовых и др.) и на платформах.<BR>В 1900-1910 годах в Петербурге перевозили грузы и немногочисленные грузовики. Распространению грузовых машин препятствовало наличие избыточного и дешевого гужевого транспорта, но все же в Петербурге тогда возникло предприятие "Транспорт" торгового дома "Тучанский и К", которое на договорных началах перевозило грузы на автомобилях. Надо заметить, что некоторые представительства заграничных автомобильных заводов наряду с продажей грузовых автомобилей занимались и их эксплуатацией.