00:0020 апреля 199800:00
11просмотров
00:0020 апреля 1998
Действия риэлтеров, напуганных непрекращающимися катаклизмами на рынке недвижимости, начинают напоминать поведение танцовщицы стрип-бара. Никогда не отличавшийся прозрачностью бизнес проявляет редкую открытость. Те части (тела), которые долго и тщательно
<BR>Действия риэлтеров, напуганных непрекращающимися катаклизмами на рынке недвижимости, начинают напоминать поведение танцовщицы стрип-бара. Никогда не отличавшийся прозрачностью бизнес проявляет редкую открытость. Те части (тела), которые долго и тщательно скрывались от посторонних взглядов, он готов теперь демонстрировать всем и каждому. Эта кажущаяся доступность делает ситуацию особо пикантной. <BR><BR>Каждая следующая катастрофа, выбивающая с рынка очередного игрока, сопровождается публичными заверениями оставшихся: "Мы не такие, мы хорошие", многословными пресс-конференциями и коллективными обращениями в государственные органы. Очередная инициатива - фонд поддержки отдела ГУВД, занимающегося правонарушениями на рынке недвижимости. Фирмы готовы снабдить милиционеров всем необходимым для ловли мошенников. <BR><BR>Риэлтеры темнили слишком долго. Почувствовав, как горит у них под ногами земля, они решили в одночасье стать прозрачными, обмениваться информацией, исключать недостойных из профессиональной ассоциации. В их речах замелькало слово "аудит". (Аудиторская проверка, проведенная в свое время по инициативе Экспертного совета по лицензированию риэлтерской деятельности в одном из агентств, оказалась "слишком дорогостоящей" и как форма контроля была признана нецелесообразной.) Конечно, убивать время на то, чтобы разобраться в бухгалтерии агентства, глупо и расточительно. Поскольку (и это известно даже детям, не говоря уж об аудиторах) в "белых" бумагах отражается незначительная часть сделок, в основном по коммерческой недвижимости. <BR><BR>"Так хотят клиенты! - восклицают агентства. - Это они требуют, чтобы все было по заниженной цене или вообще по-черному". Клиенту, который приходит в агентство с чемоданом денег, можно указать путь в банк. Да он и сам знает про эту дорогу, но ходить предпочитает другими тропами. Попробуй агентство настоять на своем - останется без клиента и его чемодана денег. Разъяснительная работа, которой пренебрегают многие фирмы, не принесет мгновенной отдачи. Граждане напуганы налогами, бандитами, предстоящим декларированием расходов и собственной юридической некомпетентностью. Но чем чаще они будут слышать о безопасных системах расчета, минимизации налогов и страховании сделок, тем быстрее привыкнут к цивилизованным нормам. Запугивание - тоже метод. Тот, кто стремится сэкономить на оформлении сделки, может лишиться всего. <BR><BR>Фирмы-кабанчики, которые создаются под пару сделок и, собрав деньги, исчезают навек, стадами пасутся на рынке недвижимости. Открыть агентство может всякий, кто не поленится зарегистрировать фирму, получить лицензию, снять офис и набрать агентов. Вкладывать большие деньги в развитие бизнеса риэлтерам, по большому счету, ни к чему (если, конечно, фирма не дорастает до участия в строительных проектах или диверсификации, - но такие примеры единичны). Соблазн пустить средства клиентов на личные нужды слишком велик. Вместо нового офиса можно купить автомобиль, вместо приличной техники - отдохнуть на Канарах. Если отдых затягивается, значит, оставшиеся в Петербурге коллеги скоро опять начнут кампанию по прозрачности. <BR><BR>Готовность обнажиться буквально перед первым встречным едва ли останется имманентным качеством тех фирм, что действуют на рынке недвижимости. По крайней мере до тех пор, пока этот рынок не станет по-настоящему прозрачным, открытость будет подменяться обещаниями публичного стриптиза. <BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>