Инерция взаимной обязательности продолжается

Проблема любого современного российского театра - отставание менеджмента от творческой части и качества спектаклей.

<BR><BR>Проблема любого современного российского театра - отставание менеджмента от творческой части и качества спектаклей.<BR>На Западе менеджмент всегда на высоте. Но есть еще одно существенное отличие - принципиально другое отношение к зрителю. Каждый работник западного театра - от примы до охранника - понимает, что, если зритель к ним не придет, театр закроется. В России этого понимания абсолютно нет, оно отбито и у публики, и у руководителей театров, считает директор Петербургской филармонии Антон Гетман.<BR>"Мы так долго жили в ситуации, когда искусство обязательно, что привыкли к его общедоступности. Некто - государство или богатый дядя - обязан нам предоставить деньги на спектакль, на зарплату, а зритель обязан к нам ходить. Уже давным-давно никто никому ничего не обязан делать, а инерция взаимной обязательности в искусстве продолжается".<BR><BR><B>Система абонементов</B><BR>Антон Гетман начинал изучать театр рабочим сцены. Таскал декорации, потом закончил экономическое отделение Театрального института. Работал администратором в МДТ. Стажировался в США по специальности арт-менеджмент.<BR>"Абонементная система в американском театре возникла в середине 20-х годов. Среднестатистический американский репертуарный театр 95% своих спектаклей продает через абонементную систему. Он авансом получает деньги за спектакли, которые даже не начинал ставить. Абонемент стоит примерно $180 на 8 спектаклей. Когда у театра 75.000 абонементодержателей, а в зале 1000 мест, то большая часть финансовых вопросов решена. Но все равно придумываются специальные представления, куда приходят звезды и руководство города, важные бизнесмены. После спектакля или концерта - фуршет, общение".<BR><BR><B>Отдельный вход</B><BR>После возвращения из США Антон Гетман 3 года работал директором Театра на Литейном. Пока художественный руководитель и главный дирижер Филармонии Юрий Темирканов не позвал работать. "Я очень реагирую на вызов судьбы. Мне интересны вещи непростые и неожиданные. Приглашение в Филармонию было именно таким", - признается Антон Гетман. Ежегодно Филармония дает 560 концертов. Она объединяет два зала и два симфонических оркестра. Большой зал признан одной из лучших концертных площадок мира, где дирижировали выдающиеся музыканты ХХ века.<BR>"Сегодня с нашими средствами не удержать уровень европейской столицы. Ищем новые пути. Была идея проведения Рождественского бала в Дворянском собрании, по аналогии со знаменитым балом в Венской опере. Мы начали делать этот проект, но пока не получилось. В Филармонии невозможно внедрить западную практику парадного прихода губернатора. Это, во-первых, непредсказуемо, и отмены происходят буквально за 15 минут до концерта, а во-вторых, есть отдельный вход, и я никогда не видел, чтобы руководство города выходило в зал для общения. В Америке отдельного входа не существует в принципе. И начальники платят за билеты", - улыбается Антон Гетман.<BR><BR><B>Святое место</B><BR>Долгие годы Филармония оставалась практически единственным публичным местом, где говорили правду. 100 человек на сцене, и ни один не фальшивил, - неудивительно, что для огромного количества людей это место связано с положительными переживаниями. "Но невозможно все время эксплуатировать имидж святого места".<BR>"Филармония сегодня с точки зрения здравого смысла - это нонсенс: концертная организация такой структуры в этих экономических условиях обречена на смерть. Следует привести оркестры и Филармонию в грамотные экономические и правовые отношения.<BR>Благотворительность наших западных коллег закончилась, хотя российские музыканты, живущие на Западе, по-прежнему относятся к нам с пониманием. Но чтобы привезти оркестр уровня Кливлендского - только гонорар $150-200 тысяч, а еще перелет и 120 одноместных номеров "Европейской" или "Невского Паласа".<BR>В большинстве стран музыкантам помогают. Венская филармония - национальное достояние страны, 100%-ное финансирование, полное освобождение от налогов. И у них очень престижно и выгодно помогать искусству. Все, что дает государство нам, - это 30% бюджета. <BR>Российский бизнес очень трудно идет на контакт. 95% наших спонсоров - иностранные представительства. Для отечественного предпринимателя нет предпосылок. Западные фирмы осваивают рынок, им необходим новый клиент. Но это не постоянные отношения. Остается рассчитывать на интеллигентных людей", - рассказывает Антон Гетман.