Реклама вышла на улицы и газетные площади

Наша репутация - лучшая реклама, так еще в начале XIX века считали многие купцы, почитавшие недостойным использование рекламы в конкурентной борьбе.

<BR><BR>Наша репутация - лучшая реклама, так еще в начале XIX века считали многие купцы, почитавшие недостойным использование рекламы в конкурентной борьбе. <BR>С ростом конкуренции они вынуждены были пересмотреть свои взгляды. Иначе пропали бы вместе со своей репутацией. <BR>Изобилие товаров породило новые рекламоносители, печатный станок открыл им широкие перспективы. Адресные книги, справочники "Весь Петербург", газетные страницы и путеводители по городу пестрели рекламными объявлениями магазинов, нотариальных контор, фабрик, часовщиков и врачей.<BR><BR>"Наружка"<BR>Начиная с 60-х годов "Известия" Городской думы регулярно сообщают о ходатайствах на устройство столбов и рам для наклейки объявлений. В 1870 году градоначальник выпускает приказ: "Не расклеивать объявлений, в том числе и торговых, на домах и заборах, т.к. беспорядочная расклейка портит внешний вид города". <BR>Для наружной печатной рекламы стали употреблять специальные щиты в изящных чугунных рамах. Обязательным элементом городского пейзажа становятся афишные тумбы - изобретение сотрудника Малого театра Танеева. <BR><BR><B>Витрины</B><BR>Арочные окна, столь распространенные в 30-е годы, предоставляли все возможности для устройства витрин. Художник Мстислав Добужинский описывает окна похоронного бюро Шумилова, где "были выставлены гробы на овальных щитах, настоящие белые и черные страусовые перья и длинные картинки, изображавшие траурную процессию с лошадьми в попонах и факельщиками около лестниц". <BR>Тон в оформлении витрин - зеркала, световые эффекты - задавали модные магазины на Невском проспекте и Морских улицах. <BR><BR><B>Маркетинг</B><BR>Важным способом привлечения публики были "галантерейные" манеры персонала. Приказчики щеголяли по последней моде, употребляли французские словечки. Многие из них знали своих покупателей лично и не жалели сил, чтобы угодить им. А если жена какой-нибудь важной особы, проведя в магазине полчаса, уходила без покупки, приказчики не выражали неудовольствия. Слова богатой клиентки: "Я покупаю кружева только у Нестерова" - стоили затраченного на нее внимания.<BR>Купец Николай Абрамов, торговавший сладостями, рекламировал свои товары стихами собственного сочинения. Его брошюра "Добрые речи о сладких вещах" продавалась в лавках, которые Абрамов держал в разных частях города. Брошюра стоила 20 копеек. Купившему сладостей на 50 копеек ее отдавали с 50%-ной скидкой, а потратившему в лавке Абрамова рубль - бесплатно. В брошюре купец давал стихотворный адрес своего магазина, торговавшего привозными пряниками (дом Мурузи, Литейный, 24).<BR><BR><B>На газетных страницах</B><BR>Объявления в газетах и бульварных листках получают широкое распространение ("Новое вставление зубов, весьма дешево. Небывалая дешевизна в Петербурге... Зубы очень прочные позволяют свободно жевать пищу..."). Наряду с ними практиковалась и скрытая реклама. <BR>Литератор Панаев в середине XIX века обличал тип газетчика, который "за сладкий пирожок пишет похвальное слово кондитеру, за десять сигарок восхваляет табачную лавку, за фунт икры строит комплименты овощной лавчонке". <BR>Были и "косвенные" рекламы в форме искренней благодарности какого-нибудь пациента доктору или ученика - преподавателю. Особенно любили такие публикации зубные врачи и изобретатели разного рода эликсиров. <BR><BR><B>Живая реклама</B><BR>Многие портные и владельцы модных лавок не доверяли печатной рекламе или жалели на нее деньги. Они использовали старый французский способ: предоставляли костюмы своим должникам или просто вхожим в богатые дома людям (их называли пшютами). Пшюты демонстрировали портновские шедевры своим знакомым и за определенный процент от продаж доставляли лавкам новых клиентов. Некоторым удавалось таким образом неплохо зарабатывать, другим - модно одеваться. <BR>В конце XIX века в городе стала появляться "ходячая реклама". Люди, обвешанные спереди и сзади рекламными щитами на американский манер, получили прозвище "сэндвичи". "Они блуждают по улицам с утра до вечера, - пишет современник. - Хозяева требуют от своих сэндвичей лишь одного - чтобы те ходили не спеша, преимущественно по самым многолюдным улицам". <BR>Иностранные предприниматели любили размещать рекламу на транспортных средствах. Так, по городу разъезжали экипажи, рекламирующие кондитерские Конради и Бормана, некоторые гостиницы, похоронное бюро.