Областной туризм пошел в рост

В 1997 году благоустроенные туристские базы Ленинградской области не смогли принять всех желающих. Дефицит мест особенно проявился в рождественские праздники.

<BR><BR>В 1997 году благоустроенные туристские базы Ленинградской области не смогли принять всех желающих. Дефицит мест особенно проявился в рождественские праздники.<BR>При этом потенциалы привлечения в область туристов из Петербурга, других российских регионов и зарубежных стран еще далеко не исчерпаны.<BR>Сейчас доля туризма в валовом региональном продукте (ВРП) Ленобласти, по официальным данным, составляет 0,2%. По оценкам специалистов комитета по делам молодежи и туризму правительства Ленинградской области, реальная доля туризма в ВРП в 5 раз больше. Однако и 1% для этой сферы бизнеса очень мало. В мировой экономике на туризм приходится 6-7%. Этот уровень вполне достижим для Ленобласти. <BR><BR><B>Вода и что-то вроде гор</B><BR>В Ленобласти уникальная акватория. Нигде в мире такого скопления различных водоемов нет: Финский залив, Ладожское озеро, множество живописных озер. Всего 10.000 объектов (озера, острова, достопримечательности, находящиеся под водой), из которых около 6000 представляют интерес для туризма. "У нас прекрасные условия для рыбалки, развития яхтинга, дайвинга (подводное плавание), отдыха на берегу водоемов с купанием и загоранием", - представляет свой регион главный специалист комитета по делам молодежи и туризму правительства Ленинградской области Олег Захаров. <BR>Второе подаренное природой конкурентное преимущество области - наличие достаточно большого количества возвышенностей вблизи 5-миллионного мегаполиса. Этого вполне достаточно для развития горнолыжного туризма в регионе.<BR><BR><B>Есть рост</B><BR>В 1997 году впервые за последние годы заметно увеличился поток горожан, останавливающихся на туристских базах области. Этот вывод сделан на основе опроса организаций, занимающихся приемом туристов в области, проведенного комитетом по делам молодежи и туризму и корреспондентом "ДП". Точной статистики в этой сфере пока нет.<BR>Рост интереса жителей Петербурга к отдыху за городом объясняется, хотя и небольшим, повышением уровня доходов. Возможно, на изменение тенденций повлияло перераспределение расходов горожан со средним уровнем доходов. Стабильно низкий уровень инфляции в России создает хорошие условия для долгосрочных инвестиций в туристские центры области. "Земля под туристские объекты выделяется государственными органами без больших трудностей, если есть реальный инвестор", - говорит генеральный директор фирмы "Туутари парк" Александр Вайткус. Безопасность отдаленных от крупных населенных пунктов объектов - уже не такая проблема, как была раньше. Она решается, если есть деньги для развития курорта или туристского центра. "Бандиты нас не трогают. Они моются в нашей бане раз в неделю", - говорит заведующий одной перспективной туристской базой.<BR><BR><B>Все есть. Почти</B><BR>По мнению Олега Захарова, инфраструктура области уже в хорошем состоянии. Дороги отремонтированы. Транспорт работает нормально, так что добраться до большинства туристских объектов можно без автомобиля. АЗС на главных магистралях расположены через каждые 15 км, как в европейских странах. Почти все объекты обеспечены электричеством и телефонной связью. <BR>Однако предприниматели такую оценку инфраструктуры области считают несколько завышенной. Электросети подведены, но само электричество часто отключается в самые неподходящие моменты. Отсутствие на базах стационарных телефонов - далеко не редкость, а использование мобильных телефонов оправдывается только при приеме заказов богатых клиентов. <BR>С хорошими гостиницами в области дело обстоит гораздо хуже, чем в Петербурге. Их просто нет. Впрочем, Олег Захаров с этим согласен. Отсутствие комфортабельных мест для ночевки делает маршруты культурного туризма по региону менее привлекательными для иностранцев и благополучных в материальном отношении россиян. <BR><BR><B>Мало информации</B><BR>Правительство Ленинградской области стремится подогреть интерес инвесторов к туристским объектам региона. Уже принят закон, согласно которому снижаются ставки некоторых налогов для туристических агентств, гостиниц, домов отдыхов, санаториев и пансионатов (см. таблицу).<BR>Однако основная работа по развитию туризма в области у чиновников находится еще в стадии идей. Прежде всего необходима инвентаризация всего туристского комплекса Ленинградской области. По данным комитета по делам молодежи и туризму, в области находится более 300 объектов туристского комплекса. Олег Захаров подозревает, что их гораздо больше. "Объекты разбросаны на огромной территории. Многие относятся к городским организациям и никак не значатся в органах управления Ленинградской области. Нужно провести большую работу по их учету. Мы уже нашли внебюджетные средства для исследования туристского комплекса области. В недалеком будущем мы будем знать об этих объектах почти все, что не запрещает нам знать закон: владельцев и их финансовое положение, характеристики туристских баз и перспективы их использования", - надеется Олег Захаров.<BR>Связь с районами комитет будет поддерживать через свои представительства, которые должны появиться в 20 муниципальных образованиях области. Некоторые средства из бюджета области будут выделены на продвижение услуг в сфере туризма. Например, правительство представит туристический комплекс региона на международных выставках в Хельсинки и Стокгольме. Однако сейчас важнее привлекать не туристов, а инвестиции в этот сектор экономики области. "Мы думали о проведении рекламной кампании. Но нам негде размещать новых гостей. Все более-менее благоустроенные дома заняты. Вот когда заменим бараки чем-то более пристойным, тогда и будем заниматься промоушеном", - говорит Леонид Шиянов, председатель ФСО профсоюзов "Россия", о принадлежащей организации спортивной базе "Пухтолова гора".<BR>Для развития туристского комплекса в области не хватает подготовленных специалистов. "Часть лучших кадров области перебрались в город. Однако люди есть, и мы будем их готовить", - говорит Олег Захаров.