00:0016 января 199800:00
10просмотров
00:0016 января 1998
Вопрос о предоставлении городских гарантий по британскому кредиту в $200 млн для строительства вокзального комплекса РАО "ВСМ" вызвал бурные дебаты в Законодательном собрании Петербурга (см. стр. 4 номера).
<BR>Вопрос о предоставлении городских гарантий по британскому кредиту в $200 млн для строительства вокзального комплекса РАО "ВСМ" вызвал бурные дебаты в Законодательном собрании Петербурга (см. стр. 4 номера). <BR><BR>ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОРУЧИТЕЛЬ, каким выступает администрация города, берет на себя чрезвычайно объемные обязательства. Гарантией кредита являются в чистом виде бюджетные деньги, поэтому поручительство выглядит крайне рискованным. Хорошо, если бы администрация Петербурга имела богатый положительный опыт ручательства за кредиты, экономический и социальный эффект от которых был адекватен затратам. Но дела обстоят прямо противоположным образом. Гарантии кредита для отеля "Невский Палас", для 122-й медсанчасти, несмотря на их теоретическую полезность, обернулись значительными убытками для городской казны. Последнее по времени крупное поручительство города за кредит на создание петербургского телепорта тоже пока не принесло желаемого эффекта. Проект сильно отстает от плана, и есть вероятность, что материальная ответственность за него также повиснет тяжелым грузом на городском бюджете.<BR><BR>НЕ МОЖЕТ гарантировать возврат огромной суммы денег тот, у кого в кармане - дыра. Действительно, во всем мире средства для осуществления крупных проектов часто помогают привлекать власти. Но даже если это - очень богатые власти, с их стороны преобладает взвешенный подход, основанный на балансе интересов. Петербургскую администрацию тоже никто не лишает права ожесточенно спорить и торговаться по поводу конкретного обеспечения важного для города кредита. Инвентаризация городской недвижимости и земель в Петербурге пока не закончена, и полного списка городских ценностей нет. Но помимо "живых" бюджетных денег в Петербурге достаточно объектов, которые можно было бы выставить в обеспечение гарантий. <BR><BR>НАПРАВО И НАЛЕВО можно раздавать политические обещания, но отнюдь не финансовые обязательства. Однако иногда одно другого стоит. Проект РАО "ВСМ" имеет серьезную поддержку в Петербурге потому, что его продвигают влиятельные люди в Москве. Тот факт, что петербургская администрация недолго думая ввязалась в столь рискованное предприятие, может свидетельствовать о том, что свыше ей обещаны большие политические дивиденды. Однако вопрос о том, можно ли делать заложниками политических договоренностей петербургских налогоплательщиков, остается открытым. <BR><BR>РАЗБРАСЫВАТЬСЯ ГАРАНТИЯМИ под проект, который управляется из Москвы, для администрации Петербурга и лично для губернатора Яковлева - опасно. К моменту следующих губернаторских выборов в Петербурге проект высокоскоростных магистралей, и даже петербургского вокзального комплекса, не будет завершен. Единственные достижения, которыми сможет похвастаться глава исполнительной власти, - разбитый многотонными грузовиками центр, шум, вибрация и автомобильные пробки. Неизбежные "прелести" крупного строительства в центре большого города не будут способствовать росту популярности местных отцов-администраторов. Кроме того, в случае успеха проекта все лавры присвоят себе московские чиновники, а в случае неудачи - "собак спустят" на их петербургских коллег. Наконец, город рискует потерять репутацию надежного гаранта в международных деловых кругах.<BR><BR>"КОСМИЧЕСКИХ" ПРОЕКТОВ много. С высоты птичьего полета один из них выглядит красивее другого. Однако с большей пользой администрация могла бы содействовать небольшим, но более "приземленным" проектам, которые нацелены на развитие городской инфраструктуры. Во всяком случае, риск был бы меньшим. Спору нет, скоростная наземная линия сообщения между двумя российскими столицами отвечает требованиям времени. Однако, даже если предположить высокую экономическую целесообразность и быструю окупаемость ВСМ, есть сомнения в том, что жертвы, которые придется принести петербуржцам на алтарь научно-технического прогресса, могут оказаться слишком большими. Зная об этом, городские власти должны были бы "выторговывать" каждый пункт договора поручительства, делая его как можно более привлекательным для казны и безболезненным для налогоплательщиков. <BR><B>РЕДАКЦИЯ</B>