Банки закрыли клиентов грудью

Переход на новый план счетов доставил массу хлопот банковским специалистам. Банкиры уверяют, что им удалось уберечь от проблем своих клиентов.

<BR><BR>Переход на новый план счетов доставил массу хлопот банковским специалистам. Банкиры уверяют, что им удалось уберечь от проблем своих клиентов.<BR>Все опрошенные "ДП" банки заявили, что не получали от клиентов жалобы на неудобства в связи со сменой банковских реквизитов. Пресс-служба петербургского Сбербанка, обладающего самой большой в городе сетью филиалов, сообщила, что все филиалы начали обслуживание клиентов 5 января. Задержки клиентских платежей по вине банка не происходили. Подобные заявления были получены и из остальных банков.<BR>Однако пресс-центр ГУ ЦБ РФ по Ленобласти сообщил, что Главное управление получило ряд жалоб от клиентов коммерческих банков на плохое обслуживание в 1998 году. По существу жалоб ведется проверка. Пресс-служба ГУ ЦБ по Петербургу сообщила, что готовит информацию по аналогичному запросу "ДП". <BR><BR><B>Информацию - в массы</B><BR>ЦБ обязал банки проинформировать клиентов о переходе на новые реквизиты до 28 ноября 1997 года. Банкиры заявляют, что выполнили указание ЦБ в срок. Многие банки вели дополнительно разъяснительную работу среди клиентов. Например, Анимабанк провел несколько семинаров для бухгалтеров организаций-клиентов. Такие же занятия проводили петербургский филиал банка "Российский кредит", региональный центр Инкомбанка и другие банки. Несмотря на полученные разъяснения, некоторые клиенты вспомнили о новых реквизитах лишь при первом визите в банк в новом году. <BR>Так, банк "Петровский" отметил несколько случаев неправильного оформления платежных документов клиентами. В документах были указаны старые номера счетов.<BR><BR><B>Хлопоты банков</B><BR>Проблемы клиентов меркнут на фоне объема работ и затрат, выпавших на долю банков при переходе на новый план счетов. По некоторым оценкам, банкам пришлось заменить до 90% бухгалтерского программного обеспечения (на языке специалистов - интегрированная банковская система (ИБС)). Каждый из банков решал эту задачу по-своему. По мнению Олега Ефимова (фирма R-Style), затраты банков на замену программного обеспечения могли составлять от 0 до 100% стоимости новой системы. В лучшем положении оказались банки, чьи договоры с поставщиками ИБС предусматривают бесплатную смену версий. Внедрение системы и сопутствующих программ многие банки возложили на собственных инженеров. Так поступили, например, БалтОНЭКСИМ Банк и "Петровский". "Российский кредит" и Инкомбанк пользуются программами собственного производства, поэтому тяготы нововведений в них несли сотрудники бухгалтерии и инженеры. <BR>В ГУ ЦБ РФ по Ленобласти и в Ассоциации коммерческих банков Петербурга корреспонденту "ДП" сообщили, что им неизвестен ни один банк, который бы не смог заменить программное обеспечение из-за финансовых проблем.<BR><BR><B>Что говорят клиенты</B><BR>Многие предприятия Петербурга в начале 1998 года не смогли получить или перевести деньги в планируемые сроки. Они понесли потери, но не винят в своих бедах банки, которые их обслуживают. Некоторые крупные компании города считают причиной потерь новые требования ЦБ к платежным формам и деноминацию. Возможно, не все банки провели разъяснительную работу с предприятиями качественно.<BR>Вот несколько мнений на этот счет руководителей крупных петербургских предприятий.<BR>Юрий Слабыгин, заместитель генерального директо ра АО "Русские самоцветы" (клиент ПСБ):<BR>"Платежи в январе шли до нас в 2 раза дольше, чем в прошлом году. В первый раз в новом году деньги пришли лишь 12 января. Но мы с пониманием относимся к этой проблеме и не виним свой банк. Задержки вызваны действиями ЦБ России". <BR>Георгий Степаненко, генеральный директор АО "Вибратор" (клиент городского Сбербанка и Мосбизнесбанка):<BR>"Небольшие задержки с переводом денег были из-за появления копеек в платежах. Банковское оборудование оказалось не готово к этому. <BR>Сейчас эта проблема решена. Однако для нас гораздо большей проблемой является отсутствие самих платежей в необходимом количестве".<BR>Владимир Кургузов, генеральный директор компании "Пролетарский авангард" (компания обслуживается Лужским филиалом ПСБ):<BR>"Никаких проблем с переводом денег не было. У нас хороший банк". <BR>Лариса Воеводина, заместитель генерального директора по экономике и финансам АО "Первомайская заря" (банки "Петровский", "Санкт-Петербург", ПСБ):<BR>"Из-за задержки платежей потеряли несколько дней. Таким образом, в результате новых требований к платежным формам Центрального Банка России понесли заметные потери".<BR>Анна Брик, главный бухгалтер АОЗТ "Нира-Фондс" (клиент БалтОНЭКСИМ Банка): <BR>"Каких-то проблем с переводом и получением денег у нас в начале года не было. А если у кого-то они были, то в этом виноват не столько банк, сколько сами предприятия и его партнеры. Задержки могли происходить из-за неправильного оформления платежных документов". <BR>Наталья Молчанова, генеральный директор переводческой фирмы "ЭГО-Транслейтинг" (клиент Промрадтехбанка):<BR>"Особых проблем с нашим банком нет. Только в начале года они на 2 дня взяли тайм-аут. Скорее, сказывается общая напряженность, всех лихорадит из-за плохого прохождения денег".<BR>Сергей Домарацкий, генеральный директор пейджинговой компании FCN (клиент Московского международного банка):<BR>"У нас были общие проблемы: банки начали работать 8 января, а деньги нам на счет стали поступать лишь с 12 числа. <BR>Глупо иметь 20-значные номера счетов, когда даже у системы Visa счета состоят из 16 цифр".