АУДИТ: ВОПРОС - ОТВЕТ

- Должны ли быть законсервированы объекты мобилизационного назначения, находящиеся на балансе предприятия, для получения льготы по налогу на имущество? Если объекты не законсервированы, используются в текущем производстве, по ним начисляется амортизация,

<BR>- Должны ли быть законсервированы объекты мобилизационного назначения, находящиеся на балансе предприятия, для получения льготы по налогу на имущество? Если объекты не законсервированы, используются в текущем производстве, по ним начисляется амортизация, следует ли включать их в льготу по налогу на имущество?<BR>- В соответствии с подпунктом "и" ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 №2030-1 "О налоге на имущество предприятий" для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость мобилизационных резерва и мощностей. <BR>Основанием для исключения стоимости мобилизационного имущества из налогооблагаемой базы является наличие решения соответствующего органа государственной власти или управления.<BR>До 1 июля 1994 года данная льгота содержалась в пункте "з" ст. 4 Закона от 13.12.91 №2030-1 и распространялась только на законсервированное, не используемое в текущем производстве имущество мобилизационных мощностей.<BR>С 1.07.94, в соответствии с Указом Президента РФ от 8.07.94 №1483 "О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва" и федеральным Законом от 25.04.95 №62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на имущество предприятий", налогом на имущество не облагаются мобилизационные мощности, как законсервированные, так и используемые предприятием в текущем производстве.<BR>На законсервированные мобилизационные мощности, в соответствии с п. 7 вышеназванного указа Президента и п. 2 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве от 29.12.90 №ВГ-21Д, амортизационные отчисления не начисляются. На мобилизационные мощности, используемые в производстве, распространяет свое действие Положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 №552, в соответствии с которым затраты на воспроизводство основных производственных фондов, используемых в процессе производства, включаются в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений.<BR>Хотя других изменений в подпункт "и" ст. 5 Закона "О налоге на имущество предприятий" больше не вносилось, следует иметь в виду, что, в соответствии с п. 2 ст. 15 федерального Закона от 26.02.97 №31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", с 5.03.97 не облагаются налогом на имущество предприятий объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, только законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения.<BR>Для подтверждения права на льготу предприятие обязано обеспечить раздельный учет указанного выше имущества.<BR><BR>Подготовлено АКБ "Анимабанк"<BR><BR>- В январе 1997 года АО заключило договор со школой на долевое участие в ее содержании. Каков порядок применения льгот по налогам на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и на прибыль?<BR>- В соответствии со статьей 9 Закона Петербурга от 23.10.96 №133-46 "О некоторых вопросах налогообложения в 1997-1999 годах", действовавшей до внесения в нее изменений Законом Петербурга от 11.07.97 №130-41, "сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, причитающаяся к уплате, уменьшается на сумму фактически произведенных затрат и расходов предприятий по содержанию находящихся на их балансе объектов здравоохранения, народного образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, используемого командами мастеров высшей лиги имущества, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также на сумму затрат на эти цели в порядке долевого участия, но в размере, не превышающем 5% от суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, исчисленной за соответствующий период отчетного года, без учета затрат и расходов по содержанию указанных объектов и учреждений".<BR>Разъяснения о порядке исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при финансировании объектов социально-культурной сферы были изложены в совместном Письме Комитета финансов от 17.03.97 №04-17/408 и Государственной налоговой инспекции по Петербургу от 17.03.97 №06-05/2973.<BR>В соответствии с этим письмом организации, содержащие объекты социально-культурной сферы на балансе, вычитают из сумм налога все расходы по содержанию объектов, а организации, финансирующие объекты в порядке долевого участия, могут рассчитывать на льготу в размере 5% от суммы налога, рассчитанного без учета затрат на содержание объектов. Кроме того, в письме разъяснено: поскольку налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является местным налогом и в 1997 году входит в доходную часть бюджетов районов, организации имеют право финансировать в порядке долевого участия только объекты, расположенные на территории того района, в котором данные организации состоят на налоговом учете. Организации, состоящие на налоговом учете в ГНИ по Санкт-Петербургу, в порядке долевого участия финансируют объекты, территориально расположенные с данными организациями в одном районе.<BR>Согласование договоров о долевом участии в содержании объектов в районных финансовых управлениях и в налоговых инспекциях не требуется.<BR>Перечисление средств на содержание объектов (в том числе в порядке долевого участия), учитываемых при расчете налога на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, должно быть осуществлено в течение квартала за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.<BR>Расходы, осуществленные в текущем отчетном периоде (квартале) по содержанию объектов в порядке долевого участия у организаций, имеющих непокрытый убыток по результатам финансовой деятельности за предыдущий отчетный период (квартал), не подлежат вычету из сумм налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за текущий отчетный период.<BR>Пример расчета льготы:<BR>Например, в I квартале 1997 г.<BR>1. Выручка от реализации продукции составила 500 млн руб.<BR>2. Ставка налога - 1,5%.<BR>3. Сумма налога начисленная - 7,5 млн руб.<BR>4. Фактически перечислено школе в порядке долевого участия - 2 млн руб.<BR>5. Норматив льготы по налогу - 5%.<BR>6. Сумма льготы по налогу - 0,375 млн руб.<BR>7. Подлежит перечислению в бюджет - 7,125 млн руб.<BR>Изложенный выше порядок расчета льготы действовал до принятия Закона Петербурга №130-41 от 11.07.97. С момента опубликования этого Закона, т.е. с 18.07.97, для предприятий, осуществляющих финансирование объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в порядке долевого участия, сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы уменьшается на всю сумму произведенных на эти цели затрат.<BR>Во II квартале 1997 г.<BR>1. Выручка от реализации продукции составила 300 млн руб.<BR>2. Ставка налога - 1,5%.<BR>3. Сумма налога - 4,5 млн руб.<BR>4. Фактическое перечисление денежных средств школе не производилось.<BR>5. Подлежит перечислению в бюджет - 4,5 млн руб.<BR>В III квартале 1997 г.<BR>1. Выручка от реализации продукции составила 600 млн руб.<BR>2. Ставка налога - 1,5%.<BR>3. Сумма налога начисленная - 9 млн руб.<BR>4. Фактически перечислено школе - 4 млн руб.<BR>5. Норматив льготы - 5%.<BR>6. Сумма льготы - 0,450 млн руб.<BR>7. Подлежит перечислению в бюджет - 8,55 млн руб.<BR>В соответствии со статьей 3 Закона Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 1997-1999 годах" "при исчислении налога на прибыль в 1997-1999 годах облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается в размере не более 6% балансовой прибыли на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий". Расчет сумм льготы по налогу аналогичен изложенному выше.<BR>Подготовлено АКБ "Анимабанк"<BR><BR>- Каков порядок налогообложения доходов юридических лиц, полученных ими от вложения средств в векселя в Российской Федерации?<BR>- В связи с изменениями пункта 8 федерального Закона от 27 декабря 1991 г. №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", внесенными федеральным Законом от 10 января 1997 г. №13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в настоящее время доходы, полученные по векселям, включаются в налогооблагаемую прибыль. <BR>Она подлежит обложению по ставке: 13% - в федеральный бюджет и в размере не свыше 22% (а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков - по ставкам в размере не свыше 30%) - в бюджеты субъектов Российской Федерации (п. 3.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. №37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"). Налог рассчитывается юридическим лицом, получившим доход, самостоятельно, и уплачивается в общем порядке.<BR>В соответствии со статьей 3 федерального Закона от 11 марта 1997 г. №48-ФЗ "О переводном и простом векселе", проценты (и пеня), указанные в статьях 48, 49 Положения о переводном и простом векселе 1937 года, выплачиваются в размере ставки рефинансирования (учетной ставки), установленной Центральным Банком Российской Федерации по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.<BR>В соответствии с пунктом 12 "ж" Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. №39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", от налога освобождаются операции, связанные с обращением ценных бумаг (векселей), кроме брокерских и других посреднических услуг.<BR>Подготовлено аудиторской фирмой "Петро-Балт-Аудит"