00:0003 ноября 199700:00
17просмотров
00:0003 ноября 1997
После того как администрация Петербурга начала борьбу против ларьков, увеличился спрос на покупку и аренду торговых помещений. Однако тенденцию к увеличению цен риэлтеры не отмечают.
<BR><BR>После того как администрация Петербурга начала борьбу против ларьков, увеличился спрос на покупку и аренду торговых помещений. Однако тенденцию к увеличению цен риэлтеры не отмечают.<BR>Некоторые риэлтерские фирмы отметили резкое увеличение спроса (на 25-30%) с наступлением осени. Однако никто из них не берется утверждать, что рост спроса вызван Распоряжением губернатора Петербурга № 809-р от 4 августа, которое запретило реализацию с лотков, столиков, расположенных в стационарных помещениях и на улице, а также на вокзалах, в аэропортах, в метро, целый перечень продовольственных и непродовольственных товаров.<BR><BR><B>Характер спроса</B><BR>Заявки от торговых фирм составляют значительную часть спроса - помещения под магазины, предприятия общественного питания и офисы фирм. Спрос на торговые площади риэлтеры оценивают как высокий и достаточно стабильный. Так, почти без колебаний держится постоянный спрос на площади для торговли продуктами. При этом превалирует спрос на небольшие помещения.<BR>Больше всего торговцев интересует исторический центр Петербурга. На Невском проспекте торговцы готовы приобрести даже полуподвальные помещения. Любимый размер - 30-40 м2. Свободных помещений такого размера в городе очень мало.<BR>Более мягкие требования -50-150 м2. При этом торговцев устраивает только "проходное место". По мнению риэлтеров, каждый заказчик трактует это понятие по-своему, однако близость к станциям метрополитена считается обязательной. При этом для "спальных" районов торговцы делают скидку по метражу - 150-400 м2. Особенности, интересующие покупателей торговых площадей, - наличие витринных окон и отдельный вход в помещение.<BR>По информации риэлтеров, появились заявки на приобретение сети магазинов. Требуются несколько (4-5) объектов в разных районах города.<BR><BR><B>Диктат покупателя</B><BR>По утверждению риэлтеров, для рынка коммерческой недвижимости вообще характерна несбалансированность спроса и предложения. Спрос на торговые площади также превышает предложение. Небольшие по площади помещения, на которые держится постоянный спрос, появляются на рынке крайне редко.<BR>Однако при явном дефиците площадей определенного характера наблюдается доминирование цены покупателя над ценой продавца. Риэлтеры объясняют это тем, что торговцы умеют считать деньги и хорошо знают планку рентабельности. Они не собираются платить лишнее в ущерб собственной выгоде. Продавец вынужден соглашаться, поскольку содержание пустующих помещений требует немалых затрат - налоги, плата за коммунальные услуги и т.д.<BR>За последнее время заметно увеличилось количество предложений в районе Литейного проспекта. Несколько месяцев ремонта принесли магазинам большие убытки, от которых они стремятся уйти, сдав в аренду или продав недвижимость.<BR>В последнее время на рынке коммерческой недвижимости появились незавершенные объекты - и встроенные помещения, и отдельно стоящие здания. По мнению риэлтеров, небольшие торговые фирмы вряд ли решатся купить незавершенку.<BR><BR><B>Аренда</B><BR>Риэлтеры в течение года наблюдают постепенное увеличение арендных расценок на торговые помещения.<BR>Вольно или невольно, но на цену аренды влияют городские ставки. Специалисты предполагают, что в связи с изменением арендных ставок на нежилую муниципальную недвижимость увеличится количество предложений на объектах городской собственности.<BR>По наблюдениям риэлтеров, арендодатели зачастую пытаются сразу назначить высокую цену и потом постепенно снижают планку. Помещения для аренды могут быть сданы и через месяц, и через год.<BR>Максимальная цена аренды (это, конечно, Невский проспект) - до $1000 за 1 м2 в год. Средние цены колеблются в диапазоне $120-1000, в зависимости от местоположения. Большие по площади торговые помещения стоят на 20-40% дешевле. Однако на Невском проспекте свои законы - колебания цен в зависимости от размера помещения не превышают 10%.<BR>По мнению некоторых риэлтеров, сдают позиции мелкие и средние торговые фирмы. Это выражается в отказе от дорогостоящих объектов в центре и - как результат - в повышении спроса на дешевые периферийные объекты. Увеличение муниципальных арендных ставок на нежилую недвижимость способно придать этому процессу массовый характер.<BR><BR><B>Рука Москвы</B><BR>В различных риэлтерских фирмах заявки московских клиентов на покупку и аренду коммерческой недвижимости составляют от 5 до 50% от общего количества.<BR>По словам риэлтеров, московские клиенты на рынке коммерческих объектов были всегда. Однако специалисты агентств недвижимости придерживаются диаметрально противоположных мнений в отношении влияния москвичей на петербургский рынок. Фирмы, имеющие 5% московских клиентов, уверены, что никакого влияния гости из столицы на петербургскую недвижимость не окажут. Напротив, другие агентства считают, что активность московского капитала способна повлиять на рост цен на 20-30% в течение ближайшего полугода-года.<BR>Московские клиенты, по свидетельству риэлтеров, - напористые и решительные. Они быстро принимают решения, и цены на петербургском рынке их поначалу не пугают. Однако некоторые московские заказчики считают предлагаемые объекты недвижимости провинциальными, а цены петербургского рынка - необоснованно высокими.<BR>Зачастую окончательное решение о приобретении недвижимости принимается в Москве, что требует длительных переговоров. Иногда решение не принимается вовсе: москвичи просто примеривались к петербургским ценам.<BR>