Рынок исключает недоучек

"Строительство" многих российских предприятий шло по пути "от сарая - к небоскребу". Иногда начинать приходилось с крыши. Надежный фундамент бизнеса многие российские руководители начали возводить в последнюю очередь. Практический опыт, приобретенный ими

<BR><BR>"Строительство" многих российских предприятий шло по пути "от сарая - к небоскребу". Иногда начинать приходилось с крыши. Надежный фундамент бизнеса многие российские руководители начали возводить в последнюю очередь. Практический опыт, приобретенный ими в этой работе, уникален и бесценен. Для людей, строивших себя и свой бизнес собственными руками, он служит предметом законной гордости. Но время идет, рынок развивается, работники умнеют. И постепенно приходит понимание, что сколотить туалет на садовом участке могут многие. Некоторые могут соорудить рядом с ним времянку, редкие самородки - построить простенький садовый домик. Но даже для того, чтобы создать пятиэтажную "хрущевку", придется закончить строительный институт. Слишком велики сложность задачи и степень ответственности перед будущими жильцами, а также перед людьми, вовлеченными в строительный процесс.<BR><BR><B>Обучение - это инвестиции в будущее</B><BR><B>Евгений Креславский, директор Центра социального и психологического консультирования</B><BR><BR>Обучение - это вложение в будущее и одновременно расширение возможностей в настоящем. Поэтому говорить о нем без учета реальной рыночной ситуации бессмысленно.<BR>На начальном этапе развития бизнеса лидерам российских компаний достаточно было здравого смысла и узкоспециальных знаний. Но, когда конкурентная среда значительно усложнилась, для них стало важным новое видение своего места на рынке, перспектив и проблем. Оказалось, что его можно получить только поднявшись над процессом. Лидеры, которые это поняли, постоянно повышают образование, лучше видят связь узких аспектов деятельности своей компании с глобальными тенденциями рынка и имеют возможность точнее выбирать стратегическое направление развития бизнеса.<BR> Но давление рынка на российские компании продолжает быстро усиливаться. То, что покупалось вчера, сегодня продается хуже, а завтра, возможно, вообще не найдет спроса. Такая обстановка заставляет руководство компаний постоянно стремиться к улучшению продуктов и услуг, к внедрению новых технологий. А этого можно достичь только путем передачи новых знаний и умений сотрудникам. <BR>В соответствии с пониманием этих рыночных процессов россий-ские фирмы делятся на три группы. Есть фирмы, которые тратят значительные средства на обучение как топ-менеджеров, так и рядовых сотрудников. Некоторые из них создают собственные учебные центры, "проучивая" там всех, начиная с уборщиц. Такие компании более устойчивы, так как быстрее реагируют на изменения рынка. Обучая, они вовлекают в процесс изменений всех сотрудников, направляют их усилия в единое русло. И новое видение перспектив становится достоянием всех работников компании. В подобных компаниях образование становится необходимым элементом корпоративной культуры.<BR>Есть фирмы, которые обучают только отдельные категории сотрудников, например высших менеджеров и бухгалтеров. Они объясняют это тем, что обучение дорого, а риск потерять сотрудника, в которого вложены средства, велик. Однако я уверен, что такой подход к обучению связан прежде всего с неумением руководителей компании планировать будущее, делегировать ответственность и вовлекать команду в процесс изменений. Они предпочитают, вернее, им приходится действовать в пожарном порядке. Упали продажи, кто-то посоветовал провести тренинг сотрудников. Его проводят. Но потом оказывается, что для спасения положения нужно было предпринимать совершенно другие действия. <BR>Есть фирмы, которые практически не вкладывают в образование сотрудников. Они "проедают" оставшиеся ресурсы - дешевую рабочую силу, незаполненные товарные ниши. Одним словом, пользуются несформированностью рыночной среды. При резком изменении ситуации такие фирмы не смогут немедленно предложить потребителю новое качество товаров и услуг. Я думаю, что им отведен короткий срок жизни на рынке. Повышения качества продукта нельзя добиться, не повысив уровень знаний и навыков у тех, кто его производит. <BR>Однако если относиться к обучению как к панацее, легко испытать разочарование. Внутрифирменное обучение - всего лишь один из необходимых инструментов развития и создания устойчивого конкурентного преимущества на рынке. К образованию нужно подходить системно, тщательно и осторожно интегрируя его в корпоративную культуру фирмы.<BR><BR><B>Без образования нет эффективного управления</B><BR>Александр Янчевский, директор международной школы менеджмента "Лэти-Лованиум"<BR><BR>На современном этапе развития мировой экономики в международной конкуренции выигрывают общества, в которых уважение к учителю, к глубокому знанию впитывалось тысячелетиями. Это, на мой взгляд, весьма закономерно. Без глубокого образования нельзя достичь главного - научиться правильно строить модели постоянно изменяющегося мира, то есть невозможно правильно понимать мир и предпринимать правильные действия. <BR>Любой профессионал отличается от любителя прежде всего глубиной понимания проблем и процессов, связанных с реальной деятельностью. Но слишком часто российские руководители не рассматривают деятельность предприятия во всей совокупности внешних и внутренних факторов. По этой причине, например, модное сегодня увлечение финансовым анализом часто превращается в фетиш и вводит руководителей в заблуждение, так как очень часто поверхностно проведенный анализ не учитывает ряд существенных факторов. <BR>Конечно, руководитель предприятия совсем не обязательно должен быть специалистом по макроэкономике. Но он должен знать ее основы, чтобы понимать среду, в которой функционирует бизнес. Руководители предприятий должны постоянно думать, анализировать и прогнозировать. Создавать для себя модель среды, в которой работает конкретный бизнес. Задачи прогнозирования для руководителей малого бизнеса гораздо более скромны. Производственный цикл малых предприятий короче, они ближе к конечному потребителю, им легче реагировать на изменения. Находясь в кооперации с крупным бизнесом, малый бизнес пользуется его наработками. Часть задач по развитию и поддержке малого предпринимательства постепенно берет на себя государство. Тем не менее принципиально для руководителей небольших предприятий ничего не меняется. Современный рынок требует и от них системного подхода к управлению. <BR>Нигде, в том числе на Западе, не существует идеальной системы управления деятельностью. Однако повсеместно после этапа анализа разнообразной деятельности в бизнесе начинается этап синтеза. Успех этого современного подхода к управлению предприятием может быть основан только на существенном подъеме среднего уровня образования и культуры.